Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
МБОУ СОШ № 11
протокол от «30» 08.2024г. № 1
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 11
Е.В.Андрашитова
приказ от «30» 08.2024г. № 80
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНФОРМАТИКА
(базовый уровень)
для обучающихся 7 - 9 классов
Разработчик:
Шаманская Е.А.
г.Серов, 2024г.
1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
7 КЛАСС
Цифровая грамотность
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы
компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.
Мобильные устройства.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и
долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных
устройств, средства биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров.
Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность).
Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых
данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память
смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Программы и данные
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное
программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и
данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное
обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла
(папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной
системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок
(каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов
(страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип,
полнометражный фильм). Архивация данных. Использование программ- архиваторов.
Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от
вирусов.
Компьютерные сети
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура
адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым
словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в Интернете.
Стратегии безопасного поведения в Интернете.
Теоретические основы информатики
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных понятий современной науки.
Информация
как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и
информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой.
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов спомощью
дискретных данных.
2
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и
передачей данных.
Представление информации
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и
формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество
всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите.
Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной
длины в алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите,
кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации –
двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII.
Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с
использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста.
Искажение информации при передаче.
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных
данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования.
Палитра.
Растровое
и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка
информационного объёма графических данных для растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых
файлов.
Информационные технологии
Текстовые документы
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов.
Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов
(рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства
абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы.
Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки.
Добавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение
в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и
других элементов.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое
распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов Интернета для
обработки текста.
Компьютерная графика
3
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических
примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий:
изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение,
копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового
процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в
документы.
Мультимедийные презентации
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и
изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.
8 КЛАСС
Теоретические основы информатики
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая
форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах
счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную
систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной
системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система
счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и
десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные
высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или»
(дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических
операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения
истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила
записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
Алгоритмы и программирование
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм.
Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость
последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия
(истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения,
с переменной цикла.
4
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату
при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием
циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот,
Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические
и логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический
Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик. Переменная:
тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. Оператор
присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления.
Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке
программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел.
Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин,
отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух
натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с
основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое,
проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная
обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для
обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных
данных, определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.
9 КЛАСС
Цифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы
индивидуального и коллективного размещения новой информации в Интернете. Большие
данные (интернет-данные, в частности данные социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при
работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной
аутентификации. Защита личной информации в Интернете. Безопасные стратегии поведения
в Интернете. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой
активности (кибербуллинг, фишинг и другие формы).
Работа в информационном пространстве
Виды деятельности в Интернете, интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая
служба, видео-конференц-связь и другие), справочные службы (карты, расписания и другие),
поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и другие службы.
Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной
разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение
5
как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки
программ.
Теоретические основы информатики
Моделирование как метод познания
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей.
Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели.
Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому
объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес)
ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального
пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном
графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическомграфе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева.
Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от
словесного (литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической
модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
Алгоритмы и программирование
Разработка алгоритмов и программ
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием
ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или
другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и другими.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ,
реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из
языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический
Язык): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или
путём ввода чисел, нахождение суммы элементов массива, линейный поиск заданного
значения в массиве, подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию,
нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического,
минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих
заданному условию.
Управление
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания,
расстояния, света, звука и другого). Примеры использования принципа обратной связи в
системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в
робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной
системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление
6
отоплением дома, автономная система управления транспортным средством и другие
системы).
Информационные технологии
Электронные таблицы
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы.
Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума,
минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном
диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма).
Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная
адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений,
отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное
моделирование в электронных таблицах.
Информационные технологии в современном обществе
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона.
Открытые образовательные ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб- дизайнер,
программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного
обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества,
владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в
области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных
знаниях о цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков,
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в
том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
7
деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню
развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания
сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с
учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8)
адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение
универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными,
регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
8
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действи я с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
9
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ7
КЛАСС
Пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание
основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой,
графической, аудио);
сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами
измерения информационного объёма и скорости передачи данных;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать
их количественные характеристики;
выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и
программного обеспечения;
10
получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его
основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства
ввода-вывода);
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное
имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой
структуры некоторого информационного носителя);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического
интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и
архивировать файлы и каталоги, использовать антивирусную программу;
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных
документов, мультимедийных презентаций;
искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению),
критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и
общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и
террористического характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационных и
коммуникационных технологий, соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной
этики и права при работе с приложениями на любых устройств ах и в Интернете, выбирать
безопасные стратегии поведения в сети;
применять методы профилактики негативного влияния средств информационных и
коммуникационных технологий на здоровье пользователя.
8 КЛАСС
Пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами
счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах
счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое
выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания,
определять истинность логических выражений, если известны значения истинности
входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием
ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка,
Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических,
символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания;
11
использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++,
Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы
обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе
реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального
числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.
9 КЛАСС
Разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные
алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для
управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых
последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов,
суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков
программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык);
раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей,
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической
структуры, находить кратчайший путь в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы,
схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых
данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его
элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием
встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих
заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального
значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из
разных предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы,
облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы,
среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности;
приводить
примеры
использования
геоинформационных
сервисов,
сервисов
государственных услуг, образовательных сервисов Интернета в учебной и повседневной
деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения,
защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий
(разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социальнопсихологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой
след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода);
12
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и
криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).
Рабочая программа учебного предмета формируется с учетом рабочей программы
воспитания.
Реализация воспитательного потенциала уроков может предусматривать:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение в рабочие программы целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение в рабочие программы тематики в соответствии с календарным планом
воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит
строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие
укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»
7 КЛАСС
Кол-во
часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
1.2
Программы и данные
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
1.3
Компьютерные сети
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Итого по разделу
8
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
Информация и информационные процессы
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
2.2
Представление информации
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Итого по разделу
11
Раздел 3. Информационные технологии
3.1
Текстовые документы
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
3.2
Компьютерная графика
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
3.3
Мультимедийные презентации
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Итого по разделу
13
Резервное время
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
8 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Кол-во
часов
Всего
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Теоретические основы информатики
1.1
Системы счисления
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
1.2
Элементы математической логики
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Итого по разделу
12
Раздел 2. Алгоритмы и программирование
14
10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Язык программирования
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Анализ алгоритмов
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
2.1
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
2.2
2.3
Итого по разделу
21
Резервное время
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
9 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Кол-во
часов
Всего
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1
1.2
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения вней
Работа в информационном пространстве
Итого по разделу
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
6
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
Моделирование как метод познания
Итого по разделу
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
8
Раздел 3. Алгоритмы и программирование
3.1
Разработка алгоритмов и программ
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
3.2
Управление
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Итого по разделу
8
Раздел 4. Информационные технологии
4.1
Электронные таблицы
4.2
Информационные технологии в современном обществе
10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Итого по разделу
11
Резервное время
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
15
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»7 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Всего
1
Компьютер – универсальное вычислительное устройство,
работающее по программе. Техника безопасности и правила
работы на компьютере
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1521d2
2
История и современные тенденции развития компьютеров
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1523ee
3
Программное обеспечение компьютера. Правовая охрана программ и
данных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152826
4
Файлы и папки. Основные операции с файлами и папками
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152a74
5
Архивация данных. Использование программ-архиваторов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152cfe
6
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152f74
7
Компьютерные сети. Поиск информации в сети Интернет
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a153244
8
Сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет. Стратегии
безопасного поведения в Интернете
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a153460
9
Информация и данные
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161966
10
Информационные процессы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161e2a
11
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные иформальные
языки
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161fec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162186
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162316
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16249c
12
13
14
Двоичный алфавит. Преобразование любого алфавита кдвоичному
Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите
Единицы измерения информации и скорости передачи данных
15
Кодирование текстов. Равномерные и неравномерные коды
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1625f0
16
Декодирование сообщений. Информационный объём текста
1
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7319/start/250680/
17
Цифровое представление непрерывных данных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162848
18
Кодирование цвета. Оценка информационного объёма графических
данных для растрового изображения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1629ec
19
Кодирование звука
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162b72
20
Резервный урок «Контрольная работа по теме "Представление
информации"»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162d02
16
21
Текстовые документы, их ввод и редактирование в текстовом
процессоре
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162e7e
22
Форматирование текстовых документов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162fe6
23
Параметры страницы. Списки и таблицы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1632d4
24
Вставка нетекстовых объектов в текстовые документы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1632d4
25
Интеллектуальные возможности современных систем
обработки текстов
1
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7322/start/295253/
26
Обобщение и систематизация знаний по теме «Текстовые
документы». Проверочная работа
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1635c2
27
Графический редактор. Растровые рисунки
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a163874
28
Операции редактирования графических объектов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1639d2
29
Векторная графика
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a163b30
30
Обобщение и систематизация знаний по теме «Компьютерная
графика»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16404e
31
Подготовка мультимедийных презентаций
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4
32
Добавление на слайд аудиовизуальных данных, анимации и
гиперссылок
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164472
33
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Мультимедийные презентации». Проверочная работа
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164652
34
Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164828
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
8 КЛАСС
№ п/п
Кол-во
часов
Тема урока
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Всего
1
Непозиционные и позиционные системы счисления
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1649e0
2
Развернутая форма записи числа
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164ba2
3
Двоичная система счисления. Арифметические операции вдвоичной
системе счисления
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164d96
4
Восьмеричная система счисления
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a165296
5
Шестнадцатеричная система счисления
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16549e
6
Проверочная работа по теме «Системы счисления»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16564c
7
Логические высказывания
1
Библиотека ЦОК
17
https://m.edsoo.ru/8a1657fa
8
Логические операции «и», «или», «не»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a165b56
9
Определение истинности составного высказывания
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a165cf0
10
Таблицы истинности
1
КИМ
11
Логические элементы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a165e94
12
Контрольная работа по теме «Элементы математической
логики»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a178c38
13
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e
14
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a179606
1
https://resh.edu.ru/subject/les
son/3064/start/
15
Алгоритмическая конструкция «следование». Линейныйалгоритм
16
Алгоритмическая конструкция «ветвление»: полная и
неполная формы
1
https://resh.edu.ru/subject/les
son/3254/start/
17
Алгоритмическая конструкция «повторение»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17998a
18
Формальное исполнение алгоритма
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a179aac
19
Разработка несложных алгоритмов с использованием цикловдля
управления формальными исполнителями
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
20
Разработка несложных алгоритмов с использованием циклови
ветвлений для управления формальными исполнителями
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
21
Выполнение алгоритмов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17a06a
22
Обобщение и систематизация знаний. Контрольная
работа по теме «Исполнители и алгоритмы.
Алгоритмические конструкции»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17a18c
23
Язык программирования. Система программирования
1
https://resh.edu.ru/subject/les
son/3468/start/
24
Переменные. Оператор присваивания
1
https://onlinetestpad.com/hp
ek65mm4szj6
25
Программирование линейных алгоритмов
1
https://bosova.ru/metodist/au
thors/informatika/3/files/eor
8/presentations/8-3-3python.ppt
26
Разработка программ, содержащих оператор ветвления
1
https://resh.edu.ru/subject/les
son/3117/start/
27
Диалоговая отладка программ
1
https://onlinetestpad.com/hn
xqjg2mwnwwa
28
Цикл с условием
1
https://resh.edu.ru/subject/les
son/3062/start/
29
Цикл с переменной
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ac4a
30
Обработка символьных данных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ad6c
31
Обобщение и систематизация знаний по теме «Язык
1
Библиотека ЦОК
18
программирования»
https://m.edsoo.ru/8a17ae8e
32
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы
алгоритма при заданном множестве входных данных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17afa6
33
Анализ алгоритмов. Определение возможных входных
данных, приводящих к данному результату
1
https://bosova.ru/metodist/au
thors/informatika/3/files/eor
8/tests/test-8-3.exe
34
Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний и умений
по курсу информатики 8 класса
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b456
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
9 КЛАСС
№ п/п
Ко-во
часов
Тема урока
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Всего
1
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Большие данные
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b578
2
Информационная безопасность
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b690
3
Учет понятия об информационной безопасности при
создании комплексных информационных объектов в видевебстраниц
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b7bc
4
Виды деятельности в сети Интернет
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b8e8
5
Облачные технологии. Использование онлайн-офиса для
разработки документов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ba1e
6
Обобщение и систематизация знаний по темам «Глобальнаясеть
Интернет и стратегии безопасного поведения в ней»,
«Работа в информационном пространстве»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17bb36
7
Модели и моделирование. Классификации моделей
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17be06
8
Табличные модели
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c04a
9
Разработка однотабличной базы данных. Составление
запросов к базе данных
1
https://resh.edu.ru/subject/les
son/3058/start/
10
Граф. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинамиграфа.
Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе
1
https://resh.edu.ru/subject/les
son/3059/start/
11
Дерево. Перебор вариантов с помощью дерева
1
https://onlinetestpad.com/hp
bn4j3fnmkf4
12
Математическое моделирование
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c392
13
Этапы компьютерного моделирования
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c4aa
14
Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа
по теме «Моделирование как метод познания»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c9c8
15
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и
программ с использованием ветвлений, циклов и
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17cb12
19
вспомогательных алгоритмов
16
Одномерные массивы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17cc3e
17
Типовые алгоритмы обработки массивов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17cd60
18
Сортировка массива
1
КИМ
19
Обработка потока данных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d01c
20
Обобщение и систематизация знаний. Контрольная
работа по теме «Разработка алгоритмов и программ»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d1ca
21
Управление. Сигнал. Обратная связь
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d4d6
22
Роботизированные системы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d602
23
Электронные таблицы. Типы данных в ячейках электронной
таблицы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d710
24
Редактирование и форматирование таблиц
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d832
25
Встроенные функции для поиска максимума, минимума,
суммы и среднего арифметического
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d990
26
Сортировка и фильтрация данных в выделенном диапазоне
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17db70
27
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e08e
28
Относительная, абсолютная и смешанная адресация
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e2b4
29
Условные вычисления в электронных таблицах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e6ba
30
Обработка больших наборов данных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e87c
31
Численное моделирование в электронных таблицах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17eaca
32
Обобщение и систематизация знаний по теме «Электронные
таблицы»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ec3c
33
Роль информационных технологий в развитии
экономикимира, страны, региона
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ed54
34
Резервный урок. Обобщение и систематизация. Итоговое
повторение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ee6c
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
20