Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
МБОУ СОШ № 11
протокол от «30» 08.2024г. № 1
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 11
_________ /Е.В.Андрашитова
приказ от «30» 08.2024г. № 80
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
для обучающихся 1 - 4 классов
Разработчики:
Калмыкова Н.П.
г.Серов, 2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Смысловому чтению» разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, с учётом авторской программы «Смысловое чтение» Рабочая программа 14кл.: М.В. Беденко-2-е изд.-М.,» Вако»,2016г.
Рабочая программа ориентирована на:
1. Беденко М.В. «Смысловое чтение», тетрадь-тренажёр 1-4 классы - М.: ВАКО , 2018.
2.Жиренко О.Е. Смысловое чтение: методические рекомендации. 1-4 классы.- М.: ВАКО,
2017.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Смысловое чтение» отводится в 1,
2, 3, 4 классах по 17 часов (0,5 час в неделю). Общее количество учебного времени
составляет 68 часов.
Промежуточная аттестация осуществляется в виде теста.
Реализация рабочей программы в полном объеме достигается при необходимости за
счет использования современных педагогических технологий, в том числе дистанционных.
Срок реализации рабочей программы 4 года.
Цель программы:
Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и
умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге
и чтении.
Основные задачи:
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса
к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать
произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты,
работать с различной информацией);
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений
работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для
расширения знаний об окружающем мире);
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в
художественной литературе (формирование умений понимать художественное
произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и
анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами
искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать
свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических
ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа
положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного
эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Формы и методы работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения;
тренинги;
экскурсии;
2
тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых,
микро групповых и индивидуальных занятиях.
Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм:
викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект,
литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, игра-драматизация, читательская
конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятиепраздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятиеинтервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр диафильмов, видеофильмов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего
школьного возраста (7-11 лет) основных общеобразовательных школ, занятия
комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую
подготовку.
Результаты освоения учебного предмета «Смысловое чтение»
В результате освоения формируются умения, соответствующие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- осознание важности чтения и литературы как средства по
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа
произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных
играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
3
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметные умения:
Обучающийся научится:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие
конкурсы, проведение праздников и мероприятий
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление
кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс,
защита проектов и творческих работ.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие
их в проектах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, составляется портфолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов
деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся,
которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В
портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской
деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы,
иллюстрации, эскизы.
Содержание учебного предмета «Смысловое чтение» с указанием форм
организации и видов деятельности.
«Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо
(культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие
аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя
культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных
текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по
объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения;
4
выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений,
соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести
диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил
речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах,
выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании
авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми
некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения):
текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных минисочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами
текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений:
восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения,
научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором;
установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной
мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с
книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических
умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения
младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга
чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности,
компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности
текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми
6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих
понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными
представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая
деятельность
учащихся
(на
основе
литературных
произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа
литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе
читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми
знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание
уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию
и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть
современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных
текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и
задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится
отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать
ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд
заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста,
но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют
подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
Представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности и
предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен
знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации
текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений
учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в
устной и письменной форме.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное
доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих
5
способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет
лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических
ценностей младшего школьника.
Тематическое планирование в 1 классе
6
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Раздел (количество часов)
Тема урока
Вводное занятие. Какой ты читатель? Пингвины в Африке.
Как крокодил чистит зубы. Как бобер чистит зубы. Как акула чистит зубы?
Очень длинный день. Козырек на фуражке. Подводные домики
Солнечные затмения. Подземные дома. Невидимые чернила. Всплывающие
дома.
Лучшие строители среди зверей. Подводные дома.
Гепард. Листья-лодочки. Путешествующие дома. Зачем белке хвост? Дом
вверх дном.
Рыба-рыболов. Как зимуют лягушки? Морской петух. Как зимуют клесты.
Бывает ли зима на всей Земле? Медведь. Гориллы. Необычный Новый год.
Холодильник греет кухню. Водяная пушка. Речной трамвай. Плавучий
магазин.
Нептун. Катание на черепахах. Бумеранг. Железное дерево.
Пауки-путешественники. Зачем поют птицы. Плавучие дороги. Киты.
Желторотики. Пеликан. Корабли пустыни. Соломенный корабль.
Воздушные шары. Носороги. Странные денежки. Попугаи.
Бабочки. Макаки. Черепахи. Насекомые. Древние тетрадки
Старинный месяц цветень, серпень, желтень, листопад, лютый.
Скворцы. Вороны и сойки. Каналы. Ежик.
Жук-вредитель. Аквариумные рыбки. Почему нужно есть много овощей и
фруктов?
Тематическое планирование во 2 классе
Раздел (количество часов)
Тема урока
Снег круглый год. Дома в скалах. Айсберг.
Почему плачет крокодил. Как отпугнуть крокодила.
Сколько соли в море? Как прячется осьминог.
Против ветра. Попутный ветер. Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли
динозавры.
Кошки в древнем Египте. Такса. Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие
буквы.
Как рыбаки помогают рыбе зимой? Необычные дрова. Собаки-водолазы.
Старинные автомобили. Далеко. Солнечные автомобили. Парус.
Ночной праздник. Шкура леопарда. Самая прочная нить.
Бумажные стены. Дом на ножках. Дикие грибы. Ледник
Новогодняя коллекция. Помощник шахтеров.
Бегуны по воде. Постель в дождевом лесу. Джунгли Южной Америки.
Соляные деньги. Снежки в Новой год. Погода в Англии.
Огни на высоте. Книга рекордов. Древние книги.
Рубль. Денежка. Температура воды и воздуха.
Консервированный воздух. Праздник воды. Дома из снега.
Празднование Нового года 1 января. Нежинские огурчики.
Часы. Керамика. Филин. Зимородок.
Кол-во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Кол-во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Тематическое планирование в 3 классе
7
№
Раздел (количество часов)
урока
Тема урока
1.
Дорогие чашки. Молочное стекло. Соликамск, Солигорск и Зальцбург.
2.
Как едят в космосе. Подземные лечебницы. Крылатые металлы. Дорогой
алюминий.
3.
Коломенская верста. Новгород – город старинный. Города – побратимы.
4.
Планета вода. Галька. Самолет хвостом вперед. Первый автомобильный номер.
5.
Кого не любят разные народы. Древний компас. Белые ночи. Байкал.
6.
Базальт и пемза. Тепло из-под земли. Долина гейзеров на Камчатке.
7.
Самый мягкий трон. Ядовитый водопад. Первый мультик.
8.
Гиппопотам – водяная лошадь. Охота с гепардами. Торнадо. Ветер.
9.
Два времени года. Тундра. Сезон дождей. Одно время года. Антарктида.
10.
Бетон – искусственный камень? Приливы и рыбалка.
11.
Поезда без моторов. Пальма и елка. Почему еловые ветки лапами называются?
12.
Солнечная энергия. Зачем змеи греются на солнце? Спящие вулканы.
13.
Самые высокие горы на Земле. Зачем рога горным козлам?
14.
Все цвета радуги. Как разгоняют облака? Одно время года. Дождевые леса.
15.
Почему береза цветет ранней весной? Огонь. Вода и газ.
16.
Зачем у кошки глаза светятся? Пазлы.
17.
Язык змеи.
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тематическое планирование в 4 классе
Раздел (количество часов)
Тема урока
Великие русские князья
Героические страницы нашей истории
Из истории нашей Родины.
Каким ты был, мой родственник, в годы ВОВ
Викторина «Дети войны»
Моя родословная
Сказки для добрых соседей.
О чудесах дружбы. Какие черты характера мы ценим в людях.
Мир, в котором живу. Кто тебя окружает?
Наши самые близкие люди
Детская фантастика
Рассказы о животных
Любимые сказки А.С. Пушкина
Сказки, рассказы В.И. Даль
К.Д. Ушинский. Ветер и солнце.
Проказы матушки зимы.
К.И. Чуковский, чтение сказок.
Кол-во
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч
Кол-во
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч
8