Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
МБОУ СОШ № 11
протокол от «30» 08.2024г. № 1
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 11
_________ /Е.В.Андрашитова
приказ от «30» 08.2024г. № 80
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
для обучающихся 1 - 4 классов
Разработчики:
Калмыкова Н.П.
г.Серов, 2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Функциональная грамотность» разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к
основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов
(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на 3 блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности обучающихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией
на них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Функциональной
грамотности», – 135 (1 час в неделю в каждом классе): в 1 классе – 33 ч, во 2–
4 классах – по 34 ч.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию
читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по
формированию математической грамотности.
2
Формы и методы работы:
Предметные недели;
Деловые беседы;
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
игры: ролевые, ситуационные;
занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения;
тренинги;
экскурсии;
тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых),
групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями
здоровья
(ОВЗ)
осуществляется
на
основе
адаптированных
общеобразовательных программ начального общего образования при
одновременном
сохранении
коррекционной
направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые
изменения в структурировании содержания, специфические методы,
приемы работы.
3
Результаты освоения учебного предмета
«Функциональная грамотность»
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладвать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
4
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
5
6
Содержание программы – 1 класс (33 часа)
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
1
Читательская грамотность
2.
Итого
Естественно-научная грамотность
Итого
3.
Математическая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Содержание
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
История со словом «дедушка»
Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
Иванова соль
В. Сутеев. Яблоко.
Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка и лисичку
Про медведя, лису и мишкин мед.
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения Мухи-Цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Итого
1
1
1
1
16
Итого
33
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь прибыль делили
Как мужик золото менял.
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
Читательская грамотность
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
В. Бианки. Лис и мышонок.
1
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
1
В. Сутеев. Живые грибы.
1
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
1
Е. Пермяк. Четыре брата.
1
История со словом «дедушка»
1
Естественно-научная грамотность
Как Иванушка хотел попить водицы.
1
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
1
Про репку и другие корнеплоды.
1
Плывет, плывет кораблик.
1
Про Снегурочку и превращения воды.
1
Как делили апельсин.
1
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
1
Иванова соль
1
В. Сутеев. Яблоко.
1
Математическая грамотность
Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
1
Про козу, козлят и капусту.
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка и лисичку
Про медведя, лису и мишкин мед.
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения Мухи-Цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь прибыль делили
Как мужик золото менял.
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№ п/п
1
2.
Раздел
Читательская грамотность
Итого
Естественно-научная грамотность
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
Содержание
Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Полевой хомяк
Про бобров.
Позвоночные животные
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
9
3
Итого
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Итого
34
Итого
2.
Математическая грамотность
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин
Про беличьи запасы.
Медвежье потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п/п
1.
2.
Тема занятия
Всего часов
Читательская грамотность
Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
10
1
1
В том числе
Теория
1
1
Практика
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Полевой хомяк
Про бобров.
Позвоночные животные
1
1
1
1
1
1
1
Естественно-научная грамотность
Про белочку и погоду.
1
Лесные сладкоежки.
1
Про зайчишку и овощи.
1
Лисьи норы.
1
Корень часть растения.
1
Занимательные особенности яблока.
1
Про хомяка и его запасы.
1
Материал для плотин
1
Математическая грамотность
Про беличьи запасы.
1
Медвежье потомство.
1
Про зайчат и зайчиху.
1
Лисьи забавы.
1
Про крота.
1
Про ежа.
1
Про полевого хомяка.
1
Бобры строители.
1
Встреча друзей
1
Беличьи деньги.
1
Поврежденные и фальшивые деньги.
1
Банковская карта.
1
Безопасность денег на банковской карте.
1
Про кредиты.
1
Про вклады.
1
Ловушки для денег.
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34.
Такие разные деньги
Итого
1
34
1
31
Содержание программы 3 класс (34 ч)
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
1
Читательская грамотность
2.
Итого
Естественно-научная грамотность
Итого
Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Проверочная работа
12
3
3.
Математическая грамотность
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные
пособия.
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш.
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи
Как сэкономить семейные деньги?
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные деньги.
Проверочная работа
1
1
1
1
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Итого
34
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
Читательская грамотность
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Естественно-научная грамотность
Дождевые черви.
1
Полезный кальций.
1
Про облака.
1
Про хлеб и дрожжи.
1
Интересное вещество мел.
1
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
1
Про свечи.
1
Волшебный Магнит.
1
Проверочная работа
1
Математическая грамотность
Что такое «бюджет»?
1
Семейный бюджет.
1
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
1
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.
1
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш.
1
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
1
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи
1
Как сэкономить семейные деньги?
1
Расходы и доходы бюджета.
1
Планируем семейный бюджет.
1
Подсчитываем семейный доход.
1
Пенсии и пособия.
1
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
1
Подсчитываем расходы.
1
Расходы на обязательные платежи.
1
Подсчитываем сэкономленные деньги.
1
Проверочная работа
1
Итого
34
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
1
3
Содержание программы 4 класс (34 ч)
№ п/п
Раздел
1
Читательская грамотность
2.
Естественно-научная грамотность
Итого
Итого
3.
Математическая грамотность
Кол-во часов
Содержание
1
1
1
1
1
1
1
1
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Внутреннее убранство русской избы
Предметы обихода русской избы
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
2
1
1
2
1
1
1
2
1
15
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Творческое задание
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
1
1
1
1
1
Итого
17
Итого
34
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.
Организуем экскурсию
Творческое задание
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема занятия
Всего часов
Читательская грамотность
Старинная женская одежда.
1
Старинные женские головные уборы.
1
Старинная мужская одежда и головные уборы.
1
Жилище крестьянской семьи на Руси.
1
История посуды на Руси.
1
Какие деньги были раньше в России
1
Внутреннее убранство русской избы
1
Предметы обихода русской избы
1
Естественно-научная грамотность
Томат.
1
Болгарский перец.
1
Картофель.
1
Баклажан. Семейство Паслёновые.
1
Лук.
1
Капуста.
1
Горох.
1
Грибы.
1
Творческое задание
1
Математическая грамотность
16
В том числе
Теория
Практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Потребительская корзина.
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы
Распродажи, скидки, бонусы
Благотворительность.
Страхование.
В бассейне.
Делаем ремонт
Делаем ремонт
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.
Организуем экскурсию
Творческое задание
Итого
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
1
3