ДЮП_2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 11
Е.В. Андрашитова
приказ от «30» 08.2024г. № 80

Дополнительная общеразвивающая программа
«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»
направление: социально-педагогическое
возраст детей: 11-16 лет
срок реализации: 1 год

Разработчик:
Н.В. Панасюк

г. Серов, 2024г.

Дополнительная общеобразовательная программа «Дружина юных пожарных» (далее –
Программа) МБОУ СОШ №11 разработана в соответствии со статьей 2,12 Федерального закона от
29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеразвивающим программам»; Положения «О дополнительной общеразвивающей программе»
МБОУ СОШ №11.
Адресат Программы- обучающиеся 11-16 лет.
1 группа – 11-13 лет,
2 группа – 14-16 лет.
Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность 40 минут.
Объем Программы – 34 часа.
Срок освоения Программы – 1 год обучения.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2024г.

2

Содержание
№

Наименование раздела

Стр.

1

Комплекс основных характеристик Программы «ДЮП»

4

2

Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации

12

3

Список литературы

14

3

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Направленность программы - социально-педагогическая.
Актуальность Программы обусловлена тем, что в настоящее время в современном
обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий
чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и
пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%,
материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на
которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. Установлено, что более 20%
пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации
электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это
свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных
учреждений и сами обучающиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют
элементарными мерами пожарной безопасности.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения во
время чрезвычайной пожарной ситуации, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к
активной адаптации во всевозрастающем процессе страны. Программа позволяет сформировать
совокупность устойчивых форм поведения во время пожара, в общественном транспорте, в
случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Отличительные особенности Программы – предлагаемые занятия нацелены на развитие
познавательных процессов у обучающихся посредством проведения практических занятий,
призваны обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, или
затрагивается косвенно, опосредованно. Программа составлена с учетом особенности психологии
различных периодов детского и подросткового возраста и выстроенная по принципу
постепенного, но более интенсивного продвижения, она направлена на формирование
самостоятельности ученика, его творческой инициативы. Представленная программа содержит
много ценного, актуального, интересного, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, требует
широкой апробации и внедрения в практику.
Адресат Программы- обучающиеся 11-16 лет.
1 группа – 11-13 лет,
2 группа – 14-16 лет.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 40 минут.
Объем Программы – 1 год обучения - 34 часа.
Срок освоения Программы - программа рассчитана на 1год обучения.
Формы обучения – индивидуально-групповая.
Виды занятий – беседы, лекция, объяснения, практические занятия, тесты, викторины, игры,
экскурсии, просмотры видеофильмов, презентаций на противопожарную тематику, встречи со
специалистами.
Формы подведения результатов – беседа, практическое занятие, открытое занятие, участие в
городских и областных конкурсах, муниципальном и районом слетах.

4

Цель Программы – обучение детей пожарной технике безопасности в условиях проведения
комплекса мероприятий, направленных на предупреждение пожаров.
Задачи Программы:
обучающие:
1. приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения;
2. - способствование навыков оказания первой доврачебной помощи;
3. - сформировать понятийную базу и знания по пожарной безопасности;
4. обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе
и окружающим.
развивающие:
1. - развивать умение ориентироваться в опасных ситуациях;
2. - развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических
викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
3. - способствовать развитию у школьников быстроты реакции, внимательности,
наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания,
находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения в трудных и
опасных ситуациях;
воспитательные:
1. воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской
ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
2. воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к
преодолению трудностей;
3. формировать сознательность и ответственность отношения к собственной жизни и
здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
4. профилактика борьбы с огнем, обучение обучающихся мерам пожарной безопасности
путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе
дополнительного образования детей
В процессе реализации программы
компетенции:
ценностно-смысловые,
информационные, коммуникативные.

формируются ключевые и общепредметные
общекультурные,
учебно-познавательные,

5

Содержание Программы
Учебный (тематический) план
№

Темы занятий

п/п

Теория

Кол-во часов
Практика Всего

Цели и задачи ДЮП, обязанности и
права члена дружины.
1. Ознакомление с расписанием занятий,
правила поведения на занятии. План
работы объединения на год.
2. Выявление уровня начальной подготовки
обучающегося

1

Пожарная охрана в России, история
развития и ее задачи.
3. История и развитие советской пожарной
охраны и добровольных пожарных
организаций
4 История и развитие советской пожарной
охраны и добровольных пожарных
организаций
Причины возникновения пожаров
5 Неосторожное обращение с огнем –
основная
причина
возникновения
пожаров.
6 Пожарная
опасность
бытовых
нагревательных приборов (плитки, утюги
и т.д.)
Средства пожаротушения
7 Вода, песок, земля, покрывало как
средства тушения пожаров.
8 Ручные, пенные и углекислотные
огнетушители, область их применения.

1

Знаки пожарной безопасности.
9-10 Знаки безопасности: предупреждающие,
предписывающие, запрещающие,
указательные. Их применения и места
установки.
Понятие о пожарной профилактике
11-12 Пожарная
профилактика
среди
населения.
13 Выпуск листовок и буклетов о правилах
пожарной
безопасности
и
их
распространение по школе.
14 Составление картотеки игр.

1
1

1
1

2

2
2

2

4

Действия при возникновении пожара.

1

формы
аттестации
(контроля).

2

1
Проверка
теоретических и
практических
знаний.

1

1

2

1
Викторина
«История
пожарного»

1

1
1

1

2

Практическая
работа

1

1
1

1

2
Викторина
«Средство
тушения»

1

1

тестирование

1

Листовки,
буклеты

1

Составление
картотеки

2

3

6

Правила поведения людей, которым
угрожает опасность пожара:
предотвращение паники, эвакуация,
меры предосторожности от поражения
электрическим током, получение ожогов,
отравления дымом.
16 Действия юного пожарного при
обнаружении пожара.
17 Составление памятки, буклета «Твои
действия при пожаре».
Оказание первой медицинской
помощи пострадавшим на пожаре.

1

18-19 Изучение основных приемов оказания
первой медицинской помощи
пострадавшим при пожаре
21-22 Приемы оказания первой медицинской
помощи пострадавшим при пожаре
23
Беседа со школьным фельдшером на
тему «Оказание первой медицинской
помощи при пожаре».
Весенний и летний пожароопасные
сезоны
24-25 Необходимость сохранения лесных
массивов.
26 Основные способы тушения.
27 Составление листовок для населения
«Берегите лес от пожара»
Пожарные автомобили и пожарное
оборудование
28-29 Марки и назначение пожарных
автомобилей (автоцистерна,
автолестница, автомашина связи и
освещения и т.п.).
30 Пожарно-техническое
вооружение,
вывозимое на машинах, его назначение и
порядок применения во время пожара.
Система пожарной сигнализации и
автоматического пожаротушения
31 Устройство для подачи сигнала о
пожаре, их функции. Виды пожарных
извещателей. Приемные станции
пожарной сигнализации. Установка
пожаротушения, их группы.
Профессия пожарного.
32 Специализированные учебные заведения,
где обучают профессии пожарного.
33-34 Пожарно-прикладной спорт.

2

15

ИТОГО:

1
1
2

3

5

Практическая
работа
Тестирование

2
1

2

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Тестирование

4

2
1
1
2

1

2

1

Тестирование
3
2

1

1

-

1
Тестирование

1

1
1

15

Викторина

1
1

2
2

2

2

19

Буклет
Соревнования
среди
обучающихся

34

7

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Цели и задачи ДЮП, обязанности и права члена дружины -2 часа
Теория: Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. План работы
объединения на год (1 час.)
Практика: Выявление уровня начальной подготовки обучающегося (1час.)
Тема 2. Пожарная охрана в России, история развития и ее задачи – 2 часа
Теория: Создание, история и развитие советской пожарной охраны и добровольных пожарных
организаций, а также об организации движения юных пожарных, создании дружин юных
пожарных (ДЮП). Занятия проводить в форме встречи с ветеранами пожарной охраны,
пожарными, экскурсии в пожарную часть. В ходе встречи или после проведения беседы
демонстрируется фильм о профессии пожарных. (1 час)
Практика: Сбор материалов о развитии пожарной охраны в г.Серове. Создание альбома и
компьютерной презентации. (1 час)
Тема 3. Причины возникновения пожаров – 2 часа
Теория: Неосторожное обращение с огнем – основная причина возникновения пожаров.
Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги и т.д.). Тепловое
воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные
сопротивления и т.п. – основная причина пожаров от электрохозяйства. Защита электрических
сетей от коротких замыканий перегрузок и т.п. (1 час)
Практика: Разработать презентацию для младшего школьного возраста, с помощью которой
можно эффективно обучать детей правилам пожарной безопасности и вырабатывать у них навыки
принятия решений в случае пожара. (1 час)
Тема 4. Средства пожаротушения -2 часа
Теория: Вода, песок, земля, покрывало как средства тушения пожаров. Применение этих
средств в условиях горения тех или иных веществ и материалов. Ручные, пенные и углекислотные
огнетушители, область их применения. Правила содержания и порядок применения первичных
средств тушения пожаров. (1 час)
Практика: Тематическая викторина «Чем потушить пожар?». (1 час)
Тема 5. Знаки пожарной безопасности – 2 часа
Теория: Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие,
указательные. (1 час)
Практика: Примеры их применения и места установки. (1 час)
Тема 6. Понятие о пожарной профилактике – 4 часов
Теория: Пожарная профилактика среди населения. (2 часа)
Практика: выпуск листовок о правилах пожарной безопасности и их распространение по
школе. Игры по правилам пожарной безопасности. Составление картотеки игр. (2 часа)
Тема 7. Действия при возникновении пожара – 3 часа

8

Теория: Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара: предотвращение
паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получение
ожогов, отравления дымом.
Практика: Действия юного пожарного при обнаружении пожара. (1 час)
Практика: Составление памятки, буклета «Твои действия при пожаре». (1 час)
Тема 8. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре – 5 часов
Теория: Изучение основных приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим
при пожаре(2).
Практика: Приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре (2)
Практика: Беседа со школьным фельдшером на тему «Оказание первой медицинской помощи
при пожаре». (1 час)
Тема 9. Весенний и летний пожароопасные сезоны – 4 часа
Теория: Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от
лесных пожаров. Защита населенных пунктов, производственных объектов, линий электропередач
и др. Большая трудоемкость работ. Опасность для людей, находящихся в лесу. Административные
меры взыскания за нарушения противопожарного режима в лесу.
Практика: Основные способы тушения.
Практика: Составление листовок для населения «Берегите лес от пожара»
Тема10. Пожарные автомобили и пожарное оборудование – 3 часа
Теория: Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автолестница, автомашина
связи и освещения и т.п.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое
вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожара.
(2часа)
Практика: Экскурсия в пожарную часть с целью ознакомления с пожарной техникой. (1 час)
Тема 11. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения - 1 час
Теория: Устройство для подачи сигнала о пожаре, их функции. Виды пожарных извещателей.
Приемные станции пожарной сигнализации. Установка пожаротушения, их группы. (1 час)
Тема 12. Профессия пожарного. – 2 часа
Теория: Профессия пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.
Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Государственная
противопожарная служба. (1 час)
Практика: Специализированные учебные заведения, где обучают профессии пожарного. (1
час)
Тема 13. Пожарно-прикладной спорт – 2 часа
Практика: Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту. Занятия по
пожарно-прикладному спорту проходят по следующей схеме: Преодоление 100 метровой полосы
с препятствиями: Бегущий со стволом становится перед линией старта. При беге по дистанции
преодолевает забор, берет рукава, пробегает по скамейке, соединяет рукава между собой,
подбегает к разветвлению, присоединяет к нему рукавную линию и прокладывает ее. Смыкание
соединительных головок между собой к разветвлению и стволу разрешается производить на месте
и в движении.

9

Пожарная эстафета.
Эстафета состоит из 4-х этапов по 100 метров.
а) первый этап: участник, добежав до отметки «яма», перепрыгивает ее и продолжает бег по
этапу, нельзя заступать за ограничительную линию «ямы»;
б) второй этап: участник, приняв эстафету, преодолевает забор без упора ногами о стойки или
откосы забора;
в) третий этап: участник, принявший эстафету, подбегает к огнетушителю, берет его, добегает
до отметки и устанавливает его на обозначенное место. Огнетушитель не должен упасть;
г) четвертый этап: участник, приняв эстафету, добегает до разветвления с находящимся рядом
рукавом, присоединяет соединительные головки к разветвлению и стволу и финиширует с
приткнутым стволом. В случае не соединения соединительных головок результат команде не
засчитывается.
Подведение итогов работы объединения «ДЮП».

10

Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:

определять цель деятельности;

учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

устанавливать причинно-следственные связи;

вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
деятельности;
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения при
возникновении пожара;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства;
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных
источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять
причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного
безопасного поведения.

11

Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации
Условия реализации Программы
материально-техническое обеспечение:
1. Техническое и материальное оснащение: оборудование - телевизор, видеомагнитофон,
компьютер, сканер.
2. Форма членов ДЮП, площадка полосы препятствий, противопожарный инвентарь,
аптечка и медикаменты.
информационное обеспечение:
1.
комплекты знаков пожарной безопасности;
2.
эвакуационные планы, карта местности;
3.
видеоматериал о противопожарной безопасности;
4.
обучающие компьютерные игры;
5.
брошюры о пожарной безопасности.
Использование сети Интернет.
Название сайта
Электронный адрес
Совет безопасности РФ
http://www.scrf.gov.ru
Министерство внутренних дел РФ
http://www.mvd.ru
МЧС России
http://www.emercom.gov.ru
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ http://www.minzdrav-rf.ru
Министерство обороны РФ
http://www.mil.ru
Министерство образования и науки РФ
http://mon.gov.ru/
Министерство природных ресурсов РФ
http://www.mnr.gov.ru
Федеральная служба железнодорожных войск РФ http://www.fsgv.ru
Федеральная служба России по гидрометеорологии http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.
и мониторингу окружающей среды
htm
Федеральная пограничная служба
http://www.fps.gov.ru
Федеральный надзор России по ядерной и http://www.gan.ru
радиационной безопасности
Русский образовательный портал
http://www.gov.ed.ru
Федеральный российский общеобразовательный http://www.school.edu.ru
портал
Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.km.ru
Образовательный портал «Учеба»
http://www.uroki.ru
Журнал «Курьер образования»
http://www.courier.com.ru
Журнал «Вестник образования»
http://www.vestnik.edu.ru
Издательский дом «Профкнига»
http://www.profkniga.ru
Сайт детской безопасности СПАС-ЭКСТРИМ
“Всероссийский
научно-исследовательский http://www.vniipo.ru/
институт противопожарной обороны"
Справочник пожарного
http://www.0-1.ru/
Сайт «Пожарный»
http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml
История пожарной охраны
http://www.fireman.ru/myzei/istor1/istor.htm
Книга памяти пожарных, погибших при исполнении http://www.fireman.ru/myzei/memor/sслужебного долга в мирное время
p/memo.htm
Рекомендации по пожарной безопасности
http://www.mchsrb.ru/fire/recomend.shtml
Действия при пожаре
http://www.fireman.ru/bd/ppb/1p10.htm
Пример пожарной статистики
http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml
Пример происшествия в школе…
http://antenna.com.ua/stat/arh_2000/34_9.htm

12

Кадровое обеспечение
В реализации программы участвует 1 педагог
Методические материалы
Методическое обеспечение по данной образовательной программе включает в себя:
1. методические разработки и планы-конспекты занятий;
2. дидактический и раздаточный материалы;
3. описание практических работ:
- создание ситуации выбора;
Формы аттестации, контроля и оценочные материалы:
- тестирование;
- смотр знаний, умений и навыков (викторина, интеллектуальные конкурсы и т.д.);
- участие в слетах;
- участие в городских и областных конкурсах;
- выполнение контрольных знаний;
- соревнования;
- постановка спектаклей;
- создании агитбригад;
- тестовые задания.
Проверка усвоения знаний, практических умений и навыков по программе проводится в
форме итогового тестирования, интеллектуальном конкурсе.

13

Список литературы
1. Ильин В.В., Мешалкин Е.А. История пожарной охраны. М., Изд. СПбГПУ, 2012.
2. Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург,
Учебная книга, 2006.
3. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно – методические
материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
4. «Как уберечься от пожара», Оренбург, 2013г.
5. Павлова О.В., Попова Г.П. «Пожарная безопасность» 5 -11 кл. Волгоград, «Учитель»,
2006г.
6. Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
7. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие, Москва, 2014г.
8. Савельев П.С. Пожарная охрана в годы ВОВ., М., 2005, 56 с.
9. Шапиро Л. Пожарная охрана в прошлом и настоящем. М., 2008г.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».