Лыжные гонки 2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 11
Е.В. Андрашитова
приказ от «30» 08.2024г. № 80

Дополнительная общеразвивающая программа
«ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»
направление: физкультурно-спортивное
возраст детей: 10-14 лет
срок реализации: 1 год

Разработчик:
И.А.Ордин

г. Серов
2024 г.

Дополнительная общеобразовательная программа «Лыжные гонки» (далее –
Программа) МБОУ СОШ №11 разработана в соответствии со статьей 2,12 Федерального
закона от 29.12.2012 г. № 273 « Об образовании в Российской Федерации», приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам»; Положения «О дополнительной
общеразвивающей программе» МБОУ СОШ №11.
Программа позволяет приобщить детей к регулярным занятиям лыжным спортом и
легкой атлетикой.
Продолжительность занятия – 1 час.
Периодичность в неделю – 1 раз.
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в год – 34 час.
Адресат программы для обучающихся 4 - 9 х классов (10-14 лет). Число детей
одновременно, находящихся в группе до 15 человек.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2023г.

2

Содержание
№

Наименование раздела

Стр.

1

Комплекс основных характеристик Программы «Лыжные гонки»

4

2

Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации

12

3

Список литературы

16

3

Комплекс основных характеристик
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: физкультурно-спортивное.
Актуальность Программы. Одним из основополагающих условий,
обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность.
Двигательные действия - это мощные факторы, повышающие адаптационные
возможности организма, расширяющие функциональные резервы.
В настоящее время происходит актуализация роли дополнительного образования
детей физкультурно-спортивной направленности, что обуславливает необходимость его
совершенствования в связи быстро развивающимся общественными потребностями,
социальным заказом государства системам образования и физического воспитания в части
состояния физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;
потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии; потребности
экономики и обороны страны.
Реализация программы направлена на физическое воспитание личности,
приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта,
физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее мотивированных и одаренных
обучающихся.
Отличительные особенности Программы - формирование у детей двигательных
навыков и умений. Двигательная деятельность весьма разнообразна. Выбор конкретных
видов физических упражнений во многом зависит от склонностей каждого ребенка, его
индивидуальных особенностей.
Ходьба и бег на лыжах - вид физических упражнений, основанный на естественных
движениях (ходьбе, беге), лыжный спорт имеет значительное преимущество, так как
передвижение на лыжах требует участия гораздо большего количества мышц.
Свежий воздух, большая амплитуда движений, ритмичное чередование напряжения
и расслабления способствуют развитию мышечной силы, создают благоприятные условия
для работы сердечно-сосудистой системы: усиливается приток крови к работающим мышцам,
увеличивается их объем, возрастает сила и выносливость сердечной мышцы, реже становится
ритм сердечных сокращений, что приводит к более экономичной работе сердца.
Ходьба и бег на лыжах положительно влияют на дыхательную систему. В процессе
систематических занятий хорошо развивается грудная клетка, увеличивается сила
дыхательных мышц и, соответственно, возрастает жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Через
легкие лыжника проходит от 40 до 100 л воздуха за 1 мин, что увеличивает максимальное
потребление кислорода в среднем на 1,5 - 2 л.
Передвижения на лыжах благотворно воздействуют на центральную нервную
систему, корригируя двигательные координации через импульсы, поступающие от
периферических отделов зрительного, вестибулярного, проприоцептивного анализаторов. Это
дает возможность лыжнику точно приспосабливать свои движения к рельефу местности и
скорости, быстро заменяя одни динамические стереотипы на другие. При крутых спусках
велика роль периферического зрения. Поле зрения лыжников обычно увеличено в
результате повышения возбудимости периферических элементов сетчатки.
Значительная скорость при спусках с гор, резкие повороты и торможения требуют
высокой чувствительности вестибулярного аппарата, а также его значительной
функциональной устойчивости. Возбудимость вестибулярного аппарата обеспечивает
своевременные реакции, способствующие перераспределению мышечного тонуса и
сохранению правильного положения тела в пространстве. Такие разносторонние воздействия
делают занятия лыжами весьма эффективными.
4

Активное влияние природы при занятиях лыжами оказывает сильное воздействие
на эмоциональное состояние ребенка. Созерцание зимнего пейзажа, постоянная смена
и изменение ландшафта, спокойные и размеренные движения умиротворяют лыжника,
способствуют устранению негативных переживаний, нормализуют и стабилизируют его
настроение.
Занятия лыжами имеют очень важную особенность: они проходят в холодное время
года, всегда на свежем воздухе, что усиливает окислительные процессы в организме.
Известно, что кислород при низкой температуре активнее взаимодействует с гемоглобином
крови.
Передвижения на лыжах улучшают обмен веществ. Определенное количество
энергии, поступающей с пищей, удаляется из организма вместе с теплым и влажным
воздухом, предотвращая накопление излишнего жира. Кроме того, организм активно
очищается от шлаков. Во время передвижения на лыжах выделительные системы
особенно активизируются.
Естественность и доступность движений располагает к ходьбе и бегу на лыжах и детей
младшего школьного возраста. Ими наиболее остро воспринимается чувство новизны зимнего
пейзажа. Это особенно проявляется во время групповых прогулок на лыжах, которые сочетаются
с играми и развлечениями. Все это делает занятия лыжами увлекательными, разнообразными,
эмоциональными, всесторонне укрепляющими и закаливающими организм ребенка.
При правильной организации и методике обучения ходьбе на лыжах занятия
обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью, стимулируют
познавательные способности, служат прекрасным средством восстановления душевных и
физических сил, а также сплочению в коллективе. Одновременно с этим на всех этапах
обучения решается задача повышения их технической подготовленности. Успешное решение
этой задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения
детей, что позволяет уже в раннем возрасте заложить основы правильной техники, которые в
дальнейшем явятся предпосылкой совершенствования ее в среднем и старшем школьном
возрасте. В младшем школьном возрасте большая возбудимость и реактивность, а также
высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому освоению
двигательных навыков.
Методика начального обучения технике передвижения на лыжах разработана в
соответствии с особенностями растущего организма. При недостаточном еще физическом
развитии современная высшая техника упрощена так, чтобы потом не приходилось
переучивать, чтобы сразу закладывались такие основы техники, которые впоследствии будут
все более совершенствоваться, а не будут отбрасываться, и разрушаться, как
малосовершенные или устаревшие. Рассматривая передвижение на лыжах как сложный
навык, обычно выделяют в нем два компонента, которые учитывают при первоначальном
обучении: 1) устойчивое равновесие при скольжении на узкой опоре (лыже);
2) определенную, порой непривычную, координацию движений различных способов
ходов, спусков, подъемов, поворотов, торможений. В соответствии с подобным
рассмотрением техники передвижения на лыжах многие учебные пособия и программы
рекомендуют придерживаться определенной последовательности в обучении, а именно:
вначале научить детей устойчивому равновесию, а затем приступить к обучению
попеременному двухшажному ходу и, добившись прочного его усвоения, переходить к
другому лыжному ходу.
Организационно-педагогические основы обучения.
Запись в секцию осуществляется в начале учебного года при добровольном желании
ребенка, имеющего медицинский допуск к занятиям, и с согласия родителей.
Занятия на улице проводятся в соответствии с нормами предельных температур
для данного возраста.
Безветренная погода
-15

Ветер до 5 м/с
-10

Ветер до 6 - 10 м/с
-8

5

В морозную погоду занятия проводятся в спортивном зале по ОФП (общей
физической подготовке), с применением имитационных упражнений лыжника,
выполняемых на месте и в движении, с использованием подвижных игр.
Адресат программы для обучающихся 4 - 9 х классов (10-15 лет). Число детей
одновременно, находящихся в группе до 15 человек.
Медико-психолого-педагогические характеристики данного возраста: первый
кризис возникающий в младшем подростковом возрасте – физический кризис. В чем он
проявляется?
•Ускоряется рост конечностей в длину. Сначала руки, потом ноги. Дети
становятся долговязыми;
•Отставание темпов роста туловища и, как следствие этого, замедление роста
сердца и легких, т.е. наблюдается кислородное голодание интенсивно растущих мышц и
головного мозга. Из-за этого появляется снижение двигательной (игровой) активности.
Ребята становятся менее выносливыми, возрастает утомляемость. Именно в этот период
ребятам особенно необходим щадящий режим. Нужно следить за тем, чтобы они больше
бывали на свежем воздухе, необходимо соблюдение режима дня.
•Ослабляется зрение.
•В этот период идет бурный рост скелета и конечностей и, как следствие этого
нарушение осанки (50% учащихся), нарушение координации движений (угловатость).
•В младшем подростковом возрасте начинается половое созревание ребенка (1214 лет), т.е. активизируется работа щитовидной железы. Следовательно, ребята становятся
раздражительными или как мы говорим, трудновоспитуемыми.
Программа «Лыжные гонки» позволяет приобщить детей к регулярным занятиям
лыжным спортом.
Программа рассчитана на 2 группы, возраст обучающихся 10-14 лет:
1 группа – 10 – 12 лет,
2 группа – 13 – 14 лет.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 1час.
Периодичность в неделю – 1 раз.
Количество часов в неделю – 1 час.
Объем программы.
Количество часов в год – 34.
Занятия проводятся в свободное от уроков учащихся время.
Обучающиеся могут быть отчислены в следующих случаях:
- в связи с выездом за пределы города
- по состоянию здоровья
- за поведение, угрожающее жизни и здоровью окружающих их детей.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год.
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая.
Виды занятий: практическое занятие, мастер-класс, занятия практикоориентированные на местности.
Формы подведения результатов: беседа, мастер-класс, презентация,
практическое занятие, открытое занятие, соревнование.

6

Цель программы – создать условия для развития двигательной активности
обучающихся, путем во влечения их в регулярные занятия по лыжной подготовке.
Задачи программы:
Обучающие:
 научить основам техники передвижения на лыжах;
 научить умело, использовать рельеф местности при передвижении на лыжах;
 приучать использовать полученные знания и умения для самостоятельных
занятий (наука быть здоровым);
 учить использовать в своей речи спортивную терминологию.
Развивающие:
 развивать природный потенциал каждого ребенка;
 развивать мотивацию и положительное отношение ребенка к занятиям;
 развивать двигательные качества (выносливость, быстроту, ловкость, силу,
координацию движений);
 способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма и устойчивости к
неблагоприятным условиям внешней среды.
Воспитательные:
 воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, внимание, настойчивость
и волевые качества;
 воспитывать сознательный интерес к занятиям национальным видом спорта;
 воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
11 – 14 лет
Разделы и темы программного материала

кол-во
часов

теория

1. Основы знаний по лыжной
подготовке.
2. Техника передвижения на лыжах:
2.1. Скользящий шаг
2.2. Попеременный двухшажный ход
2.3. Спуск в стойке устойчивости
2.4. Подъемы «елочкой», «полуелочкой»,
«лесенкой»
2.5. Поворот переступанием на месте
2.6 Торможение падением
2.7. Непрерывное передвижение до 1,5
км
3.Игры на лыжах
4. Специальная физическая подготовка

1

1

13
3
4
1
2

3
1
1

3
6

5. Общая физическая подготовка
5.1. Строевые упражнения
5.2. Общеразвивающие упражнения

6
2
4

6. Подвижные игры и эстафеты
7. Кроссовая подготовка
8.
Контрольные
проверки
соревнования
Всего

2
2
и 1

1

10
2
3
1
1

Мастер-класс
Мастер-класс
Мастер-класс

1
1
1

Мастер-класс
Мастер-класс
презентация

1
2

2
4

соревнования
Практическое
занятие

2
1
1

4
1
3

1

2
2
1

9

25

1
1
1

34

практика Форма
аттестации
(контроля)
опрос

Мастер-класс
Практическое
занятие
соревнование
соревнования
соревнования

8

Содержание учебного (тематического) плана
1. Основы знаний по лыжной подготовке. (1 ч)
Теория. Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок.
Надевание лыж. Строевые упражнения. Одежда и обувь для занятий на лыжах. Подготовка,
смазка лыж к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям. Правила безопасности на
уроках лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при переходе к
месту занятий. Оказание первой помощи при травмах и обморожении. Название
разучиваемых упражнений и основы правильной техники. Элементы тактики лыжных
гонок. Виды лыжного спорта. История развития лыжного спорта, спортсмены-лыжники,
Олимпийские чемпионы. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление здоровья.
Режим и питание лыжника. Выносливость. Развитие выносливости во время
самостоятельных занятий.
Практика (25 ч.)
Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим
развитием и развитием физических качеств. Характеристика основных физических качеств
выносливости, силы, быстроты, гибкости, равновесия. Закаливание организма, его
значение в укреплении здоровья человека.
Физическое совершенствование
2. Техника передвижения на лыжах. Практика. (13 ч)
2.1 Передвижение ступающим и скользящим шагами;
2.2. Попеременный двухшажный ход;
2.3. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках;
2.4. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»;
2.5. Повороты переступанием на месте;
2.6. Торможение падением. повороты переступанием;
2.7. Непрерывное передвижение до 1,5 км.
3. Игры на лыжах. Практика. (3 ч.)
«Удержи равновесие», «Общий старт», «С горы в ворота» и т. д.
4. Специальная физическая подготовка (6 ч)
Теория. Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических
способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.
Практика. Ходьба широким шагом.
Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.
В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двухшажного хода, то же
имитация движений бесшажного одновременного хода.
Шаговая имитация с учебной целью.
5. Общая физическая подготовка. Практика. (6 ч.)
5.1 Строевые упражнения
Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в
строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение команды «Лыжи на плечо», «Лыжи под руку»,
«Лыжи к ноге», «На лыжи становись».
5.2. Общеразвивающие упражнения
5.2.1. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костносвязочного аппарата рук и плечевого пояса;
5.2.2. Упражнения для развития мышц туловища;
5.2.3. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног;
5.2.4. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.
5.2.5. Упражнения в равновесии;
5.2.6. Легкоатлетические упражнения.
5.2.7. Упражнения на лыжах для развития физических качеств:
9


координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении,
прыжком с опорой на палки)

выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности,
повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме большой интенсивности.

скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции
до 200 метров.
6. Подвижные игры. Практика. (2 ч.)
Игры с мячом. Игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с
метанием. Игры на местности. Эстафеты встречные и круговые с преодолением
препятствий.
Игры и эстафеты с включением изученных упражнений. Игры и эстафеты с
метанием в цель, с прыжками, с включением элементов спортивной игры. Личнокомандные игры с ориентированием на местности.
7. Кроссовая подготовка. Практика. (2 ч.)
Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности
Планируемые результаты Создание условия для развития двигательной
активности обучающихся, путем вовлечения их в регулярные занятия по лыжной
подготовке. По результатам обучения по дополнительной общеразвивающей программе
«Лыжные гонки» должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностными результатами освоения воспитанниками содержания программы
по лыжной подготовке являются следующие:
активно включаться взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы;
формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей
многонационального российского «общества»;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты включают освоенные учебные действия
(познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивают овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться. Освоения обучающимися
содержания программы по лыжной подготовке являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и объективную оценку на основе освоенных
знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований ее
безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
10

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты включают освоенный школьниками в процессе
изучения данного вида спорта опыт деятельности по получению преобразованию,
применению. В результате занятий по программе «Лыжные гонки»» обучающиеся будут
знать:
историю возникновения и развития лыжного спорта;
способы закаливания организма; основы и приемы развития физических качеств;
способы подготовки инвентаря к занятиям;
способы передвижений на лыжах;.
В результате занятий «Лыжные гонки» обучающиеся получат возможность
научиться:
составлять и выполнять комплексы утренней гигиенической гимнастики;
проводить комплексы ОРУ, комплексы на развитие физических качеств
самостоятельно;
измерять ЧСС, определять режим нагрузки, направленность воздействия
освоенных физических упражнений;
готовить инвентарь к занятиям;
регулировать величину нагрузки во время занятий (выбирать оптимальные
параметры продолжительности нагрузки и отдыха);
проводить рекреативные формы занятий по лыжной подготовке.

11

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Наличие спортивного зала и спортивного инвентаря (мячи, скакалки,
гимнастические маты, самокаты, гимнастические палки), для проведения занятий в
холодную погоду, помещения лыжной базы, где хранится лыжный инвентарь в специально
оборудованных стеллажах. Наличие необходимого количество комплектов исправного
лыжного инвентаря (комплект включает в себя: лыжи с жестким креплением, лыжные
ботинки, палки), пронумерованного и закрепленного за учащимися. Наличие набора
инструментов для установки креплений и мелкого ремонта. Наличие комплекта лыжных
мазей для различных температур.
Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных
недалеко от школы. Имеется учебная площадка во дворе школы, предназначена для
первоначального обучения технике передвижения на лыжах. Учебная лыжня готовится в
овраге, проходит по пересеченной местности, служит для закрепления и
совершенствования техники изученных способов передвижения.
Информационное обеспечение. Аудио визуальные средства
1 Развитие гибкости лыжников-гонщиков (CD диск)
2 Зимние Олимпийские игры (CD диск)
3 Чемпионаты Мира по лыжным гонкам (CD диск)
Электронные ресурсы
1 Российская федерация лыжных гонок - режим доступа: http://flgr.ru
2 Министерство по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области
режим доступа: http://minsport.midural.ru/
3 Областная детско-юношеская спортивная школа – режим доступа:
https://екатеринбург.рф/жителям/спорт/спортшколы/перечень
4 Областная федерация лыжных гонок – режим доступа: https://vk.com/flgso,
http://www.ski66.ru/flgso/
Кадровое обеспечение. Преподавание по дополнительным общеобразовательным
программам в области физической культуры и спорта осуществляет: педагог
дополнительного образования. (Согласно Профессиональному стандарту 01.003 «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 613н);
Методические материалы
1. Информационный стенд с «Правилами техники безопасности на занятиях по
лыжной подготовке», с расписанием занятий, с инструкцией по применению лыжных
мазей, подбору лыжного инвентаря;
2. Карточки-задания для развития двигательных качеств;
3. Карточки-задания для выполнения и запоминания элементов лыжной техники;
4. Подборка журналов о лыжном спорте;
5. Сценарии праздников.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный материал программы рассчитан на группу мальчиков и девочек. Занятия
проводятся с учетом особенностей возраста, пола и подготовленности занимающихся.
Теоретические сведения занимающимся рекомендуется сообщать во время
практических занятий, уделяя этому 5-10 мин.
12

Основной формой практических занятий является урок, который строится по
общепринятой схеме. Для поддержания постоянного интереса к занятиям их необходимо
проводить таким образом, чтобы ребята по возможности быстрее могли увидеть
результаты этих занятий. С этой целью они должны быть насыщены доступными,
постепенно усложняющимися упражнениями по общей и специальной физической
подготовке, выполняя которые учащиеся стремились бы добиться нового конкретного
результата.
Большое значение в поддержании интереса к занятиям имеют соревнования, игры
и игровые задания, применяемые на протяжении всего периода обучения.
Игры и игровые задания следует проводить целенаправленно. Выбор игры, ее
организация зависят от подготовленности занимающихся, их организованности и
педагогических задач конкретного урока.
В соответствии с поставленными задачами занятия по лыжной подготовке делятся
на вводные, учебные, контрольные и смешанные.
Вводные занятия предусматривают проведение бесед для сообщения
теоретических сведений, ознакомления с задачами. Часть времени вводного занятия
обязательно отводится на практические занятия на лыжах.
Учебные занятия. На занятиях такого типа в первую очередь проводится
первоначальное обучение технике лыжных ходов, спусков и поворотов.
Смешанные занятия. Помимо изучения нового материала, на них
совершенствуется техника передвижения на лыжах, изученная ранее. В ходе лыжной
подготовки могут проводится различные варианты смешанных занятий с включением
упражнений для развития скорости и выносливости в сочетании с обучением и
совершенствованием техники передвижения на лыжах, приемом учебных нормативов и
подведение итогов обучения.
Контрольные занятия. На занятиях этого типа принимаются установленные
программой учебные нормативы. Контрольные занятия иногда проводятся в форме
соревнований.
В учебной работе по лыжной подготовке и лыжному спорту используются три
основных метода обучения: демонстрации, слова и упражнения (практического
выполнения). Указанные методы имеют ряд разновидностей.
Методический прием – это часть целостного метода. Например, демонстрация
(показ) поворота в движении из упора на лыжах – это метод, а замедленный показ только
части поворота – подготовительных движений и входа в поворот – методический прием.
Совокупность нескольких методов или разновидностей принято называть методикой
обучения.
Метод демонстрации. При обучении способам передвижения на лыжах этот
метод чаще всего применяется в виде показа всего способа в целом или отдельных его
деталей. Показ способа передвижения должен быть образцовым по форме и характеру
движений. В начале лучше демонстрировать способ передвижения в целом, затем, если
возможно, по частям, а потом вновь в целом. Желательно продемонстрировать способ
передвижения в замедленном виде.
Метод слова. При обучении технике лыжного спорта широко используются
объяснение приема, действия, а также замечания и пояснения непосредственно в
процессе выполнения упражнений. Метод слова применяется с целью создания у
обучающихся ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера
при показе упражнения и помощи ученику в анализе и исправлении ошибок во время
непосредственного выполнения способа передвижения. Учитывая особенности
лыжного спорта, когда показ и объяснение часто проходят в неблагоприятных
метеорологических условиях, учитель должен избегать длительных объяснений.
Необходимо кратко охарактеризовать изучаемый способ для всей группы, а остальные
замечания по возможности делать в процессе передвижения. Речь учителя должна
13

быть громкой и литературно правильной. Кроме этого, необходимо использовать
принятую в лыжном спорте терминологию.
Метод упражнения (практического выполнения) позволяет полученные
представления о технике перенести на практическое освоение движений. Основная цель
данного метода – воспитать у учащихся умения и навыки, необходимые при занятиях
лыжным спортом. Этот метод имеет две взаимосвязанные разновидности – метод
целостного упражнения и метод расчлененного упражнения.
Метод целостного упражнения наиболее распространен в лыжном спорте. Он с
успехом может быть использован для изучения самого сложного способа передвижения
на лыжах, различных ходов, поворотов в движении и т. д. С этой целью можно
использовать выполнения способа передвижения в целом, но в облегченных условиях
(например, одновременные ходы изучаются под уклон). В этом случае ученики могут
сосредоточить все внимание на правильном выполнении движений, а не на максимальных
усилиях при отталкивании.
Метод расчлененного упражнения чаще всего применяется при изучении
сложных движений или упражнений (например, попеременного четырехшажного хода), а
также с учениками, которые не могут сразу освоить данный способ передвижения. Пои
этом методе основное внимание обращается на изучение, совершенствование и
закрепление отдельных частей и элементов способа.
Сочетание методов обучения является важным фактором, повышающим качество
учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту.
Для организации деятельности учащихся применяются следующие методы:
фронтальный, посменный, поточный, поточно-групповой и групповой.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контрольные проверки и соревнования
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по лыжной подготовке
занимающиеся должны:
Иметь представления: о связи занятий физическими упражнениями с укреплением
здоровья и повышения физической подготовленности человека; о способах изменения
направления и скорости движения; о режиме дня и личной гигиене.
Уметь: передвигаться на лыжах ступающим шагом без палок; передвигаться на
лыжах скользящим шагом с движениями рук; передвижение в медленном темпе до 1000 м.
Выполнять комплексы упражнений на развитие равновесия, координации,
формирования правильной осанки.

14

Критерии уровня физической подготовленности
Контрольные
упражнения
Передвижение на
лыжах 1км
Выполнение
скользящего шага
на 10-м отрезке
(кол-во шагов)
Подтягивание на
низкой
перекладине
из
виса лежа (кол-во
раз)
Прыжок в длину с
места (см)
Бег 30 м с
высокого старта
(сек.)
Бег 1000 м

мальчики
высокий
9.00

низкий
10.45

девочки
высокий
9.30

средний
9.30

средний
10.00

низкий
11.45

7-8

9-11

12-13

8-9

10-12

13-14

18-20

13-17

8-12

17-19

13-16

7-12

143-150

128-142

119-127

136-146

118-135

108-117

6.0-5.8

6.7-6.1

7.0-6.8

6.2-6.0

6.7-6.3

7.0-6.8

Без учета времени

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для ИФК.- М.: физкультура и спорт,
1980.
2. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов педагогических институтов. М: Просвещение, 1983.
3. Гурская Л.А. Организация, содержание и проведение лыжной подготовки в
общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов академий и институтов
физической культуры, учителей физической культуры, общеобразовательных школ. Смоленск: СГИФК, 1996.- 73с.
4. Гурский А.В., Ермаков В.В., Кобзева Л.Ф., Рыженкова Л.И. лыжные гонки:
Учебное пособие для преподавателей и студентов институтов физической культуры,
тренеров и спортсменов /СГИФК.-Смоленск, 1990.
5. Игры на лыжах: Методические рекомендации для студентов институтов
физической культуры, учителей школ и тренеров ДЮСШ. – Смоленск :СГИФК, 1993.
6. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2001.
7. Контроль за физическими качествами: Методические рекомендации. - Смоленск:
СГИФК, 1988.- 19с.
8. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Пер. с венгер.-М:
Радуга, 1982.
9. Ромашова Л.Т., Тухватулин Р.М., Комарова Т.К., Кореневская Г.П., Пирог А.В.
Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе:
Учебное пособие для преподавателей, методистов, студентов институтов физической
культуры, учителей физической культуры общеобразовательных школ. - Смоленск:
СГИФК, 1993.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».