Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 11
Е.В. Андрашитова
приказ от «30» 08.2024г. № 80
Дополнительная общеразвивающая программа
«МАГНИТ ДОБРА»
направление: социально-педагогическое
возраст детей: 14-18 лет
срок реализации: 1 год
Разработчик:
А.В. Еловских
г. Серов, 2024г.
Дополнительная общеобразовательная программа «Магнит добра» (далее –
Программа) МБОУ СОШ №11 разработана в соответствии со статьей 2,12 Федерального
закона от 29.12.2012 г. № 273 « Об образовании в Российской Федерации», приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам»; Положения «О дополнительной
общеразвивающей программе» МБОУ СОШ №11.
Программа рассчитана на 2 группы, возраст обучающихся 14-18 лет:
1 группа – 14-15 лет, 9 кл.,
2 группа – 16-18 лет, 10-11 кл.
Режим занятий – продолжительность одного занятия 1час; в неделю - 1 занятие.
Объем Программы – 34 часа. Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Срок освоения Программы: 1 год.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2024г.
Содержание
№
Наименование раздела
Стр.
1
Комплекс основных характеристик Программы «Магнит добра»
4
2
Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации
15
3
Список литературы
18
Комплекс основных характеристик Программы «Магнит добра»
Пояснительная записка
Направленность Программы – социально-педагогическое.
Актуальность Программы - волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди,
делающие что либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или
добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо
общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с
благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение в школе имеет огромное
нравственное воспитательное значение. Это гарантия того, что наши дети вырастут
открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Дополнительная общеразвивающая программа «Магнит добра» (далее – Программа)
МБОУ СОШ №11 разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона от
29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации», Положения «О
дополнительной общеразвивающей программе» МБОУ СОШ №11.
Отличительные особенности Программы: Добровольно выбранная социально
значимая деятельность.
Адресат программы – обучающиеся 14-18 лет (8-11 класс), заинтересованных в
добровольческой деятельности.
1 группа – 14-15 лет, 9 кл.,
2 группа – 16-18 лет, 10-11 кл.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раза в неделю, по 40 минут 1 занятие.
Объем программы – 34 часа.
Срок освоения Программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения – индивидуально-групповая.
Виды занятий – беседы, лекции, практические занятия, мастер-класс, круглый стол,
экскурсия, субботник, акция.
Формы подведения результатов: запись в волонтёрских книжках.
Цель и задачи Программы.
Цель программы: развитие добровольческого движения в школе, формирование
позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность. Апробация новых
форм организации занятости подростков для развития их самостоятельной
познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитание здорового
образа жизни.
Задачи:
I. Обучающие:
- вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах волонтёрской
деятельности, об особенностях добровольческой деятельности,
- изучение истории волонтёрства, этапов его развития;
- формирование навыков волонтёрского мастерства, коммуникативной компетентности и
приобретение первичного профессионального опыта; формирование практических
навыков создания волонтёрского отряда;
II. Воспитывающие:
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного
мировоззрения, активной жизненной позиции;
- формирование толерантности;
- формирование представления о волонтёрстве как о профессии, играющей
специфическую роль в жизни общества;
- пробуждение интереса к добровольческой деятельности и формирование осознанного
отношения к волонтёрству как виду общественной деятельности;
- формирование потребности в постоянном повышении информированности;
-воспитание культуры поведения и речи.
III. Развивающие:
- всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления,
интересов, склонностей;
- расширение общего кругозора.
Содержание программы
Учебный тематический план
1 группа (возраст 14-15 лет, 9 кл.)
№
занят
ия
1-2
3-4
5-6.
7-8.
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
Название разделов, тем
1 раздел: история волонтёрского
движения в России и за
рубежом.
История волонтерской
(добровольческой)
благотворительной деятельности в
России.
История волонтерской
(добровольческой)
благотворительной деятельности
за рубежом.
Организационно-правовые
аспекты деятельности волонтеров.
Социальные аспекты и виды
волонтерской (добровольческой)
деятельности в молодежной среде.
2 раздел: Познаю себя и других
(психологическая подготовка
волонтеров)
Тренинг личностного роста
«Каков я на самом деле»
Тренинг личностного роста «Мои
сильные и слабые стороны»
Тренинг личностного роста «Моя
индивидуальность»
Круглый стол «Помогая другим,
мы помогаем себе».
Тренинг личностного роста
«Эмоции и чувства»
3 раздел: Адреса милосердия
(социальная работа волонтёров)
Акция «Снежный десант» (уборка
снега)
Птицы – санитары леса.
Изготовление кормушек для птиц.
Развешивание кормушек для
птиц.
Мужество. Героизм. Стойкость.
Городская акция «Письмо
солдату».
Кол-во часов
Форма аттестации,
контроля
Всего
Теория
Практика
2
2
0
тест
2
2
0
тест
2
2
0
беседа
2
2
0
беседа
2
1
1
тренинг
2
1
1
тренинг
2
1
1
тренинг
2
1
1
круглый стол
2
1
1
тренинг
2
0
2
Акция
2
1
1
Изготовление
кормушек
2
1
1
Акция
25-26
27-28.
29-30
31-32
33
34
Здоровый образ жизни.
Общешкольная акция «Будь
здоров»
Военно-патриотическая игра
«Зарница» и «Зарничка».
Вахта памяти, посвящёённая Дню
Победы
Волонтёрская общешкольная
акция «Письмо Победы»
Экологическая акция «Чистый
пруд»
Итоговое занятие
Итого часов
2
1
1
Акция
2
0
2
2
0
2
Организация и
проведение игры
Вахта памяти
2
1
1
акция
1
0
1
акция
1
34
1
18
0
16
Игра
2 группа
(возраст 16-18 лет, 10-11 кл.)
№
занят
ия
Название разделов, тем
Раздел: Адреса милосердия
(социальная работа волонтёров)
1
Введение в образовательную
программу «Волонтёры».
Поздравление первоклассников с
началом учебного года.
2.
Международная акция «Диктант
Победы»
3.
Областная акция «День чтения».
(25 сентября)
4
Помощь в подготовке школьного
праздника «Золотая осень».
Участие в школьном празднике
«Золотая осень»
5.
День Учителя – история
праздника. Помощь в организации
и проведении праздника «День
учителя»
6.
Общешкольная экологическая
акция «Сделаем улицы города
Серова чище» (сбор мусора)
7-8.
История
стелы
«Воинамжелезнодорожникам» около ДКЖ
им.Кузнецова.Уборка
обелиска «Воинам
железнодорожникам»
9-10. Проведение
мероприятия,
посвященного Дню народного
единства,
беседа
«История
возникновения праздника».
11-12. День матери. История праздника.
Мастер-класс для обучающихся 24 классов «Открытка любимой
маме»
13-14. Друзья наши меньшие. Любовь к
домашним животным. Акция
«Сбор корма для приюта
бездомных животных»
15-16.
Человек рождается для добрых
дел. Акция «Неделя добра»
17-18
Благотворительный концерт для
детей-сирот из социально-
Кол-во часов
Форма аттестации,
контроля
Всего
Теория
Практика
1
0
1
Выступление перед
первоклассниками
1
0
1
Диктант
1
0
1
Акция
1
0
1
Игра по этапам
1
0
1
Организация и
Проведение
праздника
1
0
1
Акция
2
1
1
Уборка территории
2
1
1
Проведение
праздника
3
1
2
Мастер-класс
3
1
2
Акция
2
1
1
Акция
2
0
2
Концерт
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33
34
реабилитационного центра
«Надежда» г.Серова
Акция «Снежный десант» (уборка
снега)
Мужество. Героизм. Стойкость.
Городская акция «Письмо
солдату».
Здоровый образ жизни.
Общешкольная акция «Будь
здоров»
Подготовка и проведение
Международного Женского Дня
Подготовка и проведения
праздника «День смеха»
Подготовка и проведение Дня
космонавтики
Волонтёрская общешкольная
акция «Письмо Победы»
Экологическая акция «Чистый
пруд»
Итоговое занятие
Итого часов
2
0
2
Акция
2
1
1
Акция
2
1
1
Акция
2
1
1
Праздник
2
1
1
Праздник
2
1
1
Игра
2
1
1
акция
2
1
1
1
1
0
34
13
21
Линейка, вручение
волонтерских
книжек
Cодержание учебного (тематического) плана.
1 группа (возраст 14-15 лет, 8-9 кл.)
1 раздел: история волонтёрского движения в России и за рубежом.
1-2. Теория: История волонтерской (добровольческой) благотворительной деятельности в
России. Екатерина Великая, Мария Фёдоровна, учреждение «Городских попечительств о
бедных».
3-4. Теория: История волонтерской (добровольческой) благотворительной деятельности за
рубежом. Европа - международное волонтерское движение. Франции, под Страсбургом, первый волонтерский проект. Экологические волонтерские проекты.
5-6. Теория: Организационно-правовые аспекты деятельности волонтеров. Федерального
закона от 11.08.1995 № 135 (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях»; Распоряжения Правительства РФ от 30.07.2009 №
1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и
добровольчества в Российской Федерации».
7-8. Теория: Социальные аспекты и виды волонтерской (добровольческой) деятельности в
молодежной среде. Работа с социально незащищенными группами населения, служба в
больницах; психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков; профилактика
здорового и безопасного образа жизни, просветительская деятельность, направленная на
профилактику наркомании, СПИДа; работа, направленная на восстановление и
сохранение исторических и природных памятников; помощь животным, работа в приютах
для животных, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам; защита окружающей
среды; досуговая и творческая деятельность (организация свободного времени детей и
подростков, организация концертов, театральных выступлений, конкурсов, праздников и
др.); краеведческая деятельность.
2 раздел: познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)
9-10. Практика: Тренинг личностного роста «Каков я на самом деле»
11-12. Практика: Тренинг личностного роста «Мои сильные и слабые стороны»
13-14. Практика: Тренинг личностного роста «Моя индивидуальность»
15-16. Практика: Круглый стол «Помогая другим, мы помогаем себе».
17-18. Практика: Тренинг личностного роста «Эмоции и чувства»
3 раздел: адреса милосердия (социальная работа волонтёров)
19-20. Практика: акция «Снежный десант» (уборка снега).
21-22. Теория: Птицы – санитары леса.
Практика: изготовление кормушек для птиц. Развешивание кормушек для птиц.
23-24. Теория: Мужество. Героизм. Стойкость.
Практика: Городская акция «Письмо солдату».
25-26. Теория: Здоровый образ жизни.
Практика: Общешкольная акция «Будь здоров»
27-28. Практика: военно-патриотическая игра «Зарница» и «Зарничка».
29-30. Практика: вахта памяти, посвящённая Дню Победы.
31-32. Теория: Практика: волонтёрская общешкольная акция «Письмо Победы».
33. Практика: Экологическая акция «Чистый пруд»
34. Итоговое занятие.
2 группа
(возраст 16-18 лет, 10-11 кл.)
Раздел: Адреса милосердия (социальная работа волонтёров)
1.Теория: Введение в образовательную программу «Волонтёры». Обучающиеся
знакомятся с правами и обязанностями волонтеров, разрабатывают проект- положение о
волонтерском объединении, определяют миссию волонтерского объединения, определяют
направления работы и составляют план работы на год.
Практика: Поздравление первоклассников с началом учебного года.
2. Практика: Международная акция «Диктант Победы». В честь Дня Победы, 3 сентября, в
День окончания Второй мировой войны, обучающиеся пишут «Диктант Победы».
3. Теория: Областная акция «День чтения». Акция посвящена Году памяти и славы и
пройдет под девизом «Читаем книги о войне».
Практика: оформление выставки книг о войне для обучающихся «Детям о войне».
4. Теория: помощь в подготовке школьного праздника «Золотая осень».
Практика: Участие в школьном празднике «Золотая осень».
5. Теория: День Учителя – история праздника.
Практика: помощь в организации и проведении праздника «День учителя»
6. Практика: общешкольная экологическая акция «Сделаем улицы города Серова чище»
(сбор мусора).
7-8. Теория: история стелы «Воинам-железнодорожникам» около ДКЖ им.Кузнецова.
Практика: уборка обелиска «Воинам железнодорожникам»
9-10.
Теория: беседа «История возникновения праздника».
Практика: Проведение мероприятия, посвященного Дню народного единства.
11-12. Теория: День матери. История праздника.
Практика: Мастер-класс для обучающихся 2-4 классов «Открытка любимой маме»
13-14. Теория: Друзья наши меньшие. Любовь к домашним животным.
Практика: Акция «Сбор корма для приюта бездомных животных»
15-16. Теория: Человек рождается для добрых дел.
Практика: Акция «Неделя добра»
17-18. Практика: благотворительный концерт для детей-сирот из социальнореабилитационного центра «Надежда» г.Серова
19-20. Практика: акция «Снежный десант» (уборка снега).
21-22. Теория: Птицы – санитары леса.
Практика: изготовление кормушек для птиц. Развешивание кормушек для птиц.
23-24. Теория: Мужество. Героизм. Стойкость.
Практика: Городская акция «Письмо солдату».
25-26. Теория: Здоровый образ жизни.
Практика: Общешкольная акция «Будь здоров»
27-28. Практика: военно-патриотическая игра «Зарница» и «Зарничка».
29-30. Практика: вахта памяти, посвящённая Дню Победы.
31-32. Теория: Практика: волонтёрская общешкольная акция «Письмо Победы».
33. Практика: Экологическая акция «Чистый пруд»
34. Итоговое занятие.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы «Магнит добра»:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в
обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Магнит добра» проявляются в:
расширении круга приёмов составления разных типов плана;
расширении круга структурирования материала;
умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать
волонтёрскую деятельность;
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
умении организовывать волонтёрскую деятельность;
способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и
одноклассников.
Предметные результаты освоения программы «Магнит добра» проявляются в:
- будет знать основу нормативно –правовой базы детских объединений;
- будет знать основу системы школьного самоуправления;
- будет знать принцип деятельности различных детских и Молодежных формальных и
не формальных объединений;
-будет знать принцип деятельности волонтерских объединений;
-будет уметь организовывать и проводить мероприятия различного вида;
-будет владеть техникой анимационно –креативного проектирования;
- повысится уровень толерантности у каждого участника данной программы;
- повыситься уровень социальной активности.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Кабинет, компьютер, доступ к Интернету.
Информационное обеспечение:
1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:
http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
2."Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua
.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
3. «Донорство» сайт: http://www.donors.ru
http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/programma-vneurochnoy-deyatelnostilaquo-my-ndash-volontery-raquo-5-klassy-756554
4. Книжка волонтёра: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2015/03/22/programma-shkolnogo-kruzhka-volontyorov-tvorim-dobro
5. Группа в ВК «Дом молодёжи. Серов» https://vk.com/mbudmserov
6. Представительство РЦД "Сила Урала" г. Серов. https://vk.com/club151245340
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвует: педагог-организатор МБОУ СОШ №11 Еловских
А.В..
Методические материалы:
В процессе обучения по данной образовательной программе используются
следующие основные методы и формы обучения:
- объяснительно иллюстративный: беседа, рассказ, лекция;
- репродуктивный: практические занятия; акции
- интерактивный: деловые, ролевые игры, экскурсии;
- проблемно-поисковый: анализ конкретных ситуаций; игровой: соревнование.
в воспитании - (по Г.И.Щукиной) - методы формирования сознания личности, методы
организации деятельности формирования опыта общественного поведения, методы
стимулирования поведения и деятельности.
Методическое обеспечение по данной образовательной программе включает в
себя следующие компоненты:
1. методические разработки и конспекты занятий;
2. дидактический и раздаточный материалы;
3. описание практических работ;
создание ситуации выбора;
уроки творчества (составление сценария выступлений, викторин, изготовление
наглядных пособий, поделок-сувениров);
фоторепортаж.
4. комплект психолого-педагогической диагностики:
психологические методики на развитие личности;
5. система средств обучения:
компьютер;
обучающие видеофильмы.
Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Для успешной и эффективной реализации программы используются
различные формы организации деятельности: работа в группах, в парах,
индивидуальная работа, проведение викторин, конкурсов, игр, соревнований,
экскурсий, акций, субботников.
Организация и проведение занятий строятся с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Основным условием реализации программы является создание благоприятной
психологической атмосферы на занятиях, что способствует эмоциональному
благополучию ребенка и стимулирует мотивацию к занятиям.
Для отслеживания результативности данной программы используются
следующие способы проверки и формы подведения итогов:
- выпуск стенгазет,
- творческие задания,
- конкурсы, публичные выступления,
участие в общешкольных и городских акциях и субботниках.
Основная форма проверки результатов работы – фотоотчёты об участии в «добрых
делах» и запись в волонтёрскую книжку.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях» (с изменениями и дополнениями от 21 марта, 25
июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 23
декабря 2010 г., 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. –
1995.
2. Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и
туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T. A., Косарева Н. В. //
Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : материалы
Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. –
Саратов, 2017.
3. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль
XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы
Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017.
4. Бабина Т. В. Методы оценки социальной и экономической эффективности
добровольческой деятельности // Проблемы эффективного использования научного
потенциала общества : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2018.
5. Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развития личности
обучающегося // Современные подходы к организации образовательного процесса в
условиях стандартизации образования : сб. науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.практ. конф. – Архангельск, 2017.
6. Волонтерское движение в гражданско-патриотическом воспитании студенческой
молодежи / Л. И. Батюк [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2017.
7. Верменская Е. А. Продвижение русского языка и образования на русском языке
посредством развития волонтерского движения / Е. А. Верменская, Н. Ю. Климова //
Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки.
– 2017.
8. Глебова Л. Н. Волонтерство как форма социального партнерства в малых городах
России // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе :
материалы V Междунар. заоч. науч.-практ. конф. – Арзамас, 2017.
9. Горлова Н. И. Исторический обзор деятельности волонтерских и общественных
объединений в области природоохранной деятельности / Н. И. Горлова, Е. В. Красавина //
EUROPEAN RESEARCH : сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2017.
10. Горлова Н. И. Развитие олимпийского движения волонтеров в России: историография
вопроса // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 5255
11. Егорова Е. А. Интернет-волонтерство как форма развития компетенций для новых
видов деятельности педагогов // Современное образование: традиции и инновации. – 2017.
12. Клуб юных медиаторов-волонтеров Москвы // Нарконет. – 2017.
13. Козлова Н. П. Развитие волонтерского движения в России // Экономические системы.
– 2017.
14. Красавина Е. В. Мотивационные аспекты участия молодежи в волонтерской
деятельности / Е. В. Красавина, Н. И. Горлова // Инновационное развитие: потенциал
науки и современного образования : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2018.
15. Лескова И. В. Культура корпоративного волонтерства в российских организациях //
Социальная политика и социология. – 2017.