Основная образовательная программа начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
___________________________________________________________
624981, Свердловская область, г. Серов, ул. Визе, 8
тел/факс: 83438568422, email: scool11-11@yandex.ru
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 11
Е.В. Андрашитова
приказ от 30» 08 2022 г. № 99-р

Основная образовательная
программа начального
общего образования
МБОУ СОШ №11

2022г., г. Серов

Содержание

1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.4.1
1.4.2
1.4.3
2
2.1
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.3
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.5.1
3.5.2
3.5.3
3.5.4
3.5.5
3.5.6

Общие положения
Целевой раздел
Пояснительная записка
Общая характеристика программы начального образования
Общая характеристика планируемых результатов освоения основной
образовательной программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
начального общего образования
Общие положения
Особенности оценки метапредметных и предметных результатов
Организация и содержание оценочных процедур
Содержательный раздел
Рабочие программы учебных предметов
Программа формирования универсальных учебных действий
Значение сформированных универсальных учебных действий для успешного
обучения и развития младшего школьника
Характеристика универсальных учебных действий
Интеграция предметных и метапредметных требований как механизм
конструирования современного процесса образования
Место универсальных учебных действий в рабочих программах
Программа воспитания
Организационный раздел
Учебный план начального общего образования
Календарный учебный график
План внеурочной деятельности
Календарный план воспитательной работы
Система условий реализации программы начального общего образования
Кадровые условия реализации основной образовательной программы
начального общего образования
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной
программы начального общего образования
Финансово-экономические условия реализации образовательной программы
начального общего образования
Информационно-методические условия реализации программы начального
общего образования
Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы
Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий

2

Общие положения
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ
№11 (далее ООП НОО) – предназначена для сопровождения деятельности МБОУ СОШ №11
по созданию программы начального общего образования и отражает требования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее ФГОС НОО), предъявляемых к данному уровню общего образования. В соответствии
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ООП включает набор
учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и характеристику
целевого, содержательного и организационного разделов программы начального общего
образования.
ООП НОО составлена на основе примерной как документ, определяющий стратегию
образовательной деятельности начального общего образования. При создании ООП НОО
учитывались следующие требования.
1. ООП НООпостроена с учётом особенностей социально-экономического развития
Свердловской области, специфики географического положения, природного окружения,
этнокультурных особенностей и истории Урала; местоположения – Серовский городской
округ Свердловской области.
2. При подготовке ООП НОО учитывались статус младшего школьника, его
типологические психологические особенности и возможности, что гарантирует создание
комфортных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и
эмоционального благополучия каждого ребёнка.
3. ООП НОО предполагает создание индивидуальных учебных планов, особенно в
случаях поддержки одарённых младших школьников (в том числе для ускоренного обучения)
или детей, входящих в особые социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием
здоровья, с девиантным поведением и др.).
4. Обязательным требованием является учёт запросов родителей (законных
представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной
деятельности,
факультативные занятия, индивидуальные консультации и др.
5. Обязательно учитываются санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические
нормативы к организации обучения. С учётом современной действительности в ООП НОО
прописаны требования к обучению в дистанционном режиме. ООП НОО построена в
соответствии с логикой представления МБОУ СОШ №11 программы начального общего
образования и раскрывает наполнение следующих разделов: целевой, содержательный,
организационный.
Целевой раздел ООП НОО отражает основные цели начального общего образования, те
психические и личностные новообразования, которые могут быть сформированы у младшего
школьника к концу его обучения на первом школьном уровне. Раздел включает рекомендации
по учёту специфики Свердловской области, особенностей функционирования МБОУ СОШ
№11 и характеристику контингента обучающихся. Обязательной частью целевого раздела
является характеристика планируемых результатов обучения, которые должны быть
достигнуты обучающимся-выпускником начальной школы, независимо от типа, специфики и
других особенностей МБОУ СОШ №11. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
НОО включают личностные, метапредметные и предметные достижения младшего
школьника на конец его обучения в начальной школе. Личностные результаты отражают
новообразования ребёнка, отражающие его социальный статус: сформированность
гражданской идентификации, готовность к самообразованию, сформированность учебнопознавательной мотивации и др. Метапредметные результаты характеризуют уровень
становления универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных,
регулятивных) как показателей умений обучающегося учиться, общаться со взрослыми и
сверстниками, регулировать своё поведение и деятельность. Предметные результаты
3

отражают уровень и качество овладения содержанием учебных предметов, которые изучаются
в начальной школе.
Даются рекомендации к возможному расширению и уточнению планируемых
результатов с учётом особенностей функционирования образовательной организации
(наличие индивидуальных программ обучения, модульный принцип обучения, кадровый
состав преподавателей высокой квалификации, родной язык обучения др.).
В целевом разделе представлены единые подходы к системе оценивания достижений
планируемых результатов освоения программы начального общего образования.
Содержательный раздел ООП НОО включает характеристику основных направлений
урочной деятельности МБОУ СОШ №11 (рабочие программы учебных предметов, модульных
курсов), обеспечивающих достижение обучающимися личностных, предметных и
метапредметных результатов.
В раздел включены требования к разработке индивидуальных учебных планов для
обучающихся, проявляющих особые способности в освоении программы начального общего
образования, а также требования к разработке программ обучения для детей особых
социальных групп. Раскрываются общие подходы к созданию рабочих программ по учебным
предметам,даётся пример их конкретной разработки.
В ООП НОО представленырабочие программы по всем учебным предметам, учебным
курсам (в том числе внеурочной деятельности), учебным модулям начальной
школы(приложение 1), Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №11 (приложение 2).
Организационный разделООП НООдаёт характеристику условий организации
образовательной деятельности, раскрывает особенности построения учебного плана и плана
внеурочной деятельности, календарных учебных графиков и планов воспитательной работы с
учётом особенностей функционирования МБОУ СОШ №11, режима работы и местных
условий,раскрывает возможности дистанционного обучения и требования к его организации
в начальной школе.

4

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
начальное общее образование относится к основным образовательным программам и
характеризует первый этап школьного обучения. Образовательная программа понимается в
Законе «Об образовании в Российской Федерации» как комплекс основных характеристик
образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационнопедагогических условий, реализация которых обеспечивает успешность выполнения ФГОС
каждого уровня образования.
ООП НОО является основным документом, регламентирующим образовательную
деятельность МБОУ СОШ №11 в единстве урочной и внеурочной деятельности, при учёте
правильного соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса.
Целями реализации ООП НОО являются:
1. Обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина
РФ, достигшего возраста 6,5 - 7 лет, на получение качественного образования, включающего
обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося.
2. Организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых
результатов начального общего образования, отражённых в обновленном ФГОС НОО.
3. Создание условий для свободного развития каждого младшего школьника с учётом
его потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе
начального общего образования деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся или
для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке педагогов.
4. Возможность для коллектива МБОУ СОШ №11 проявить своё педагогическое
мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в создании и утверждении
традиций школьного коллектива.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
1)
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья; обеспечение планируемых результатов по освоению
выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
2)
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
3)
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования; достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с
ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
4)
обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

5

5)
участие
обучающихся,
их
родителей
(законных
представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
6)
использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа;
7)
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
8)
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (города Серова Свердловской области).
При созданииООП НООучитывались следующие принципы её формирования:
- принцип учёта ФГОС НОО: ООП НООбазируется на требованиях, предъявляемых
ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в
начальной школе с учетом примерной ООП НОО;
- принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования МБОУ СОШ
№11 программа характеризует право получения образования на родном языке из числа языков
народов РФ и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, а также
планах внеурочной деятельности;
- принцип учёта ведущей деятельности младшего школьника: ООП НОО обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
- принцип индивидуализации обучения: ООП НОО предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми способностями, потребностями и интересами. При этом учитываются запросы
родителей (законных представителей) обучающегося;
- принцип преемственности и перспективности: ООП НОО обеспечивает связь и
динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности между этапами
начального образования, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению в основной
школе, единые подходы между их обучением и развитием на начальном и основном этапах
школьного обучения;
- принцип интеграции обучения и воспитания: ООП НОО предусматривает связь
урочной и внеурочной деятельности, разработку разных мероприятий, направленных на
обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся,
нравственно-ценностного отношения к действительности;
- принцип здоровьесбережения: ООП НООпри организации образовательной
деятельности не допускает использование технологий, которые могут нанести вред
физическому и психическому здоровью обучающихся, приоритет использования
здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация
всех учебных и внеучебных мероприятий соответствуют требованиям действующих
санитарных правил и гигиенических нормативов.
В ООП НООопределяются основные механизмы её реализации, наиболее
целесообразные с учётом традиций коллектива МБОУ СОШ №11, потенциала педагогических
кадров и контингента обучающихся. Механизмы, которые используются в начальной школе:
организация внеурочной деятельности с разработкой учебных курсов, факультативов,
различных форм совместной познавательной деятельности (конкурсы, диспуты,
интеллектуальные марафоны и т. п.).Положительные результаты даёт привлечение к
образовательной деятельности МБОУ СОШ №. Эффективным механизмом реализации ООП
НОО является использование индивидуальных программ и учебных планов для отдельных
обучающихся или небольших групп.

6

7

1.2.Общая характеристика программы начального образования
ООП НОО является стратегическим документом МБОУ СОШ №11, выполнение
которого обеспечивает успешность организации образовательной деятельности, т. е. гарантию
реализации статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В
соответствии с законодательными актами МБОУ СОШ №11 самостоятельно определяет
технологии обучения, формы его организации (включая модульные курсы), а также систему
оценивания с соблюдением принципа здоровьесберегающего обучения.
ООП НООстроится с учётом психологических особенностей обучающегося младшего
школьного возраста. Наиболее адаптивным сроком обучения в начальной школе,
установленным в РФ, является 4 года. Общее число учебных часов не менее 2954 ч и не более
3190 ч. Соблюдение этих требований ФГОС НОО связано с необходимостью оберегать
обучающихся от перегрузок, утомления, отрицательного влияния обучения на здоровье. При
создании ООП НОО особо учитывался статус ребёнка младшего школьного возраста. В
первый класс приходят дети с разным уровнем готовности к обучению, у многих не
сформирована произвольная деятельность, они с трудом принимают требования учителя,
часто отвлекаются, быстро устают. Желание учиться поддерживается школьными успехами,
но неудачи быстро разрушают познавательные мотивы. Всё это побуждает учителя особенно
бережно относиться к младшим школьникам, оказывать помощь и поддержку, помогать
адаптироваться к новой - учебной деятельности, которая становится ведущей в этом возрасте.
Разные виды индивидуально-дифференцированного подхода характеризуются в ООП
НОО, причём внимание учителя уделяется каждому обучающемуся, независимо от уровня его
успешности. С учётом темпа обучаемости, уровня интеллектуального развития, особенностей
познавательных психических процессов педагог оказывает поддержку каждому учащемуся.
В исключительных случаях МБОУ СОШ №11 может с учётом особых успехов
обучающихся, высокого темпа обучаемости или особых условий развития ребёнка сократить
срок обучения в начальной школе. В этом случае обучение осуществляется по индивидуально
разработанным учебным планам. Вместе с тем МБОУ СОШ №11 учитывает, что чем более
длителен срок обучения в начальной школе, тем более качественным становится фундамент,
который закладывается начальным уровнем обучения как предпосылка дальнейшего
успешного образования, поэтому сокращение срока обучения в первом школьном звене
возможно в исключительных случаях.

8

1.3.Общая характеристика планируемых результатов
освоения основной образовательной программы
Всё наполнение ООП НОО (содержание и планируемые результаты обучения, условия
организации образовательной среды) подчиняется современным целям начального
образования, которые представлены во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных
и предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к
окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебнопознавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность,
установка на принятие учебной задачи и др.).
Личностные результаты в соответствии с ФГОС НОО включают:
- формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию;
- мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально значимые качества личности;
- активное участие в социально значимой деятельности.
Личностные результаты освоения ООП НОО отражают готовность обучающихся
руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их
основе, в том будут сформированы следующие личностные новообразования:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
 уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров
из художественных произведений;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
9

 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации
в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета
и правил общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных произведений;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира);
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
Личностные результаты освоения ООП НОО достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности МБОУ СОШ №11 в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые
обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к
самообразованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты в соответствии с ФГОС НОО включают:
- универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и
начальные исследовательские действия, а также работу с информацией);
- универсальные коммуникативные действия (общение, совместная
деятельность, презентация);
- универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль).
Метапредметные результатыосвоения ООП НОО отражают овладение УУД.
Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания
предметных областей, включают в себя конкретные учебные предметы, отражают
освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опты деятельности,
специфической для данной предметной области, по полученрию нового знания, его
преобразованию и применению.
В результате освоения содержания различных предметов, курсов обучающиеся
овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаковосимволическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания как в
типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.

10

1.4.Система оценки достижения планируемых результатов освоения
программы начального общего образования
1.4.1. Общие положения
В ФГОС НОО отмечается, что «независимо от формы получения начального общего
образования и формы обучения ФГОС является основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся,
освоивших программу начального общего образования». ФГОС задаёт основные требования
к образовательным результатам и средствам оценки их достижения.
При определении подходов к контрольно-оценочной деятельности младших
школьников учитываются формы и виды контроля, а также требования к объёму и числу
проводимых контрольных, проверочных и диагностических работ. Ориентиром в этом
направлении служат «Рекомендации для системы общего образования по основным подходам
к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных
организациях», подготовленные в 2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере
образования и науки РФ. Для первого уровня школьного образования очень важно
целесообразно организовать образовательную среду. Все особенности её конструирования
прописаны в организационном разделе ООП НОО: учебный план, внеурочная деятельность,
воспитательные мероприятия, возможность использования предметных кабинетов
(технологии), специально оборудованных территорий для занятий физической культурой и
спортом и т.д.
Система оценки достижения планируемых результатов (далее — система оценки)
является частью системы оценки и управления качеством образования в МБОУ СОШ №11 и
служит основой при разработке «Положения об оценке образовательных достижений
обучающихся МБОУ СОШ №11».
Система оценки способствует поддержанию единства всей системы образования,
обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными
функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых
результатов освоения ООП НООи обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей
осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в МБОУ СОШ №11
являются:
1)
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур
внутреннего мониторинга МБОУ СОШ №11, мониторинговых исследований
муниципального, регионального и федерального уровней; оценка результатов деятельности
педагогических кадров как основа аттестационных процедур;
2)
оценка результатов деятельности МБОУ СОШ №11 как основа
аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой
выступают требования ФГОС НОО, которые конкретизируются в планируемых результатах
освоения обучающимися ООП НОО. Эти требования конкретизированы в разделе «Общая
характеристика планируемых результатов освоения основной образовательной программы»
настоящей ООП НОО.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
1)
стартовую педагогическую диагностику;
2)
текущую и тематическую оценку;
3)
портфолио;
4)
психолого-педагогическое наблюдение;
11

5)
внутришкольный мониторинг образовательных достижений.
К внешним процедурам относятся:
1)
независимая оценка качества образования;
2)
мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального
уровней.
В соответствии с ФГОС НОО система оценки МБОУ СОШ №11 реализует системнодеятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он
обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают
планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной
работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к
представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход реализуется за счёт фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые
учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного
процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания,
выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём:
1)
оценки предметных и метапредметных результатов;
2)
использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей,
тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных
образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использования
контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и
др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
3)
использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих
друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том
числе исследовательских) и творческих работ;
4)
использования форм работы, обеспечивающих возможность включения
младших школьников в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка,
взаимооценка);
5)
использования мониторинга динамических показателей освоения умений и
знаний, в том числе формируемых с использованиемИКТ(цифровых)1технологий.

1Описаниесистемыуниверсальныхдействийдлякаждогопредметаприводится

в

разделе

«Программа

формирования

универсальныхучебных действий» настоящей ООП НОО.

12

1.4.2. Особенности оценки метапредметных и предметных результатов
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения ООП НОО, которые представлены в программе
формирования универсальных учебных действий обучающихся и отражают совокупность
познавательных,
коммуникативных
и
регулятивных
универсальных
учебных
действий.Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных
предметов и внеурочной деятельности.Оценка метапредметных результатов проводится с
целью определения сформированности:
1)
универсальных учебных познавательных действий;
2)
универсальных учебных коммуникативных действий;
3)
универсальных учебных регулятивных действий.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями согласно
ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений:
базовые логические действия:
1)
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
2)
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
3)
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
4)
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
5)
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма;
6)
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
1)
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
2)
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
3)
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
4)
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое,
причина - следствие);
5)
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования);
6)
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
1)
выбирать источник получения информации;
2)
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
3)
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;

13

4)
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) элементарные правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
5)
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
6)
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями согласно
ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений:
общение:
1)
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
2)
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
3)
признавать возможность существования разных точек зрения;
4)
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
5)
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
6)
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
7)
готовить небольшие публичные выступления;
8)
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
совместная деятельность:
1)
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
2)
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
3)
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
4)
ответственно выполнять свою часть работы;
5)
оценивать свой вклад в общий результат;
6)
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями согласно
ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений:
самоорганизация:
1)
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
2)
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
1)
устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности;
2)
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как педагогическим
работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету, так и администрацией
МБОУ СОШ №11 в ходе внутришкольного мониторинга. В текущем учебном процессе
отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные
задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными
действиями, реализуемыми в предметном преподавании.
В ходе внутришкольного мониторинга проводится оценка сформированности учебных
универсальных действий. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга
устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий строится на
межпредметной основе и включает диагностические материалы по оценке читательской и
14

ИКТ (цифровой) грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и
познавательных учебных действий.

15

Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Основой для оценки
предметных результатов являются положения ФГОС НОО, представленные в разделах I
«Общие положения» и IV «Требования к результатам освоения программы начального общего
образования». Формирование предметных результатов обеспечивается каждой учебной
дисциплиной.
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС НОО является
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на
изучаемом учебном материале и способах действий, в том числе метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Для оценки предметных результатов предлагаются следующие критерии:
знание и понимание,
применение,
функциональность.
Обобщённый критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли
изучаемой области знания/вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание
терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщённый критерий «применение» включает:
использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся
сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий
и операций, степенью проработанности в учебном процессе;
использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности
по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при
решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебноисследовательской и учебно-проектной деятельности.
Обобщённый критерий «функциональность» включает осознанное использование
приобретённых знаний и способов действий при решении внеучебных проблем,
различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а
также сочетанием когнитивных операций.
Оценка предметных результатов ведётся каждым педагогическим работником в ходе
процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также
администрацией МБОУ СОШ №11 в ходе внутришкольного мониторинга.
Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к ООП НОО,
которая рассматривается на педагогическим советомМБОУ СОШ №11, утверждается
директором МБОУ СОШ №11 и доводится до сведения обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Описание включает:
1)
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
формирования
и
способов
оценки
(например,
текущая/тематическая;
устно/письменно/практика);
2)
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости - с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
3)
график контрольных мероприятий.

16

1.4.3. Организация и содержание оценочных процедур
Стартовая педагогическая диагностика представляет собой процедуру оценки
готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией МБОУ
СОШ №11 в начале 1 класса и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики
образовательных достижений. Объектом оценки является сформированность предпосылок
учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.
Стартовая диагностика может проводиться также педагогическими работниками с
целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой
диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации
учебного процесса.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть
формирующей, т. е. поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей
его в самостоятельную оценочную деятельность, и диагностической, способствующей
выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих
проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы
освоения которых зафиксированы в тематическом планировании. В текущей оценке
используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы,
практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и
взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учётом особенностей учебного
предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности педагогического работника.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса; при
этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и достижении
тематических результатов в более сжатые (по сравнению с планируемыми педагогическим
работником) сроки могут включаться в систему накопительной оценки и служить основанием,
например, для освобождения обучающегося от необходимости выполнять тематическую
работу2.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения
тематических планируемых результатов по предмету, которые представлены в тематическом
планировании в рабочих программах.
По предметам, вводимым МБОУ СОШ №11, тематические планируемые результаты
устанавливаются самостоятельно. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения
темы, так и в конце её изучения. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они
предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности тематических
планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются
основанием для коррекции учебного процесса и его индивидуализации.
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой
активности обучающегося, направленности, широты или избирательности интересов,
выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений,
демонстрируемых данным обучающимся. В портфолио включаются как работы
обучающегося (в том числе фотографии, видеоматериалы и т. п.), так и отзывы на эти работы
(например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и др.). Отбор работ и
отзывов для портфолио ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и
при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия
обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в
электронном виде в течение всех лет обучения в начальной школе. Результаты,
2

Накопительная оценка рассматривается как способ фиксации освоения обучающимся основных умений, характеризующих
достижение каждого планируемого результата на всех этапах его формирования.

17

представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору
индивидуальной образовательной траектории и могут отражаться в характеристике.
Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры:
1)
оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
2)
оценки уровня функциональной грамотности;
3)
оценки уровня профессионального мастерства педагогического работника,
осуществляемой на основе административных проверочных работ, анализа посещённых
уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых обучающимся педагогическим
работником.
Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается
решением педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются
основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его
индивидуализации, так и для повышения квалификации педагогического работника.
Результаты внутришкольного мониторинга в части оценки уровня достижений обучающихся
обобщаются и отражаются в их характеристиках.
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся,
которая начиная со второго класса проводится в конце каждой четверти и в конце учебного
года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ
и фиксируется в документе об образовании (дневнике).
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода в
следующий класс. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 58) и иными
действующими нормативными актами.
Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки МБОУ СОШ №11 и
складывается из результатов накопленной оценки и итоговой работы по предмету.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании
предмета с учётом формируемых метапредметных действий.
Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования
государственного образца (дневнике).
Характеристика готовится на основании:
объективных показателей образовательных достижений обучающегося на уровне
начального общего образования;
портфолио выпускника;
экспертных оценок классного руководителя и педагогических работников, обучавших
данного выпускника на уровне начального общего образования.
В характеристике выпускника:
отмечаются образовательные достижения обучающегося по достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов;
даются педагогические рекомендации к выбору индивидуальной образовательной
траектории на уровне основного общего образования с учётом интересов обучающегося,
выявленных проблем и отмеченных образовательных достижений.
Рекомендации педагогического коллектива к выбору индивидуальной образовательной
траектории доводятся до сведения выпускника и его родителей (законных представителей).

18

2. Содержательный раздел
2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов(в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей обеспечивают достижение планируемых результатов
освоения ООП НОО и разрабатываются на основе требований ФГОС НОО к результатам
освоения программы начального общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов(в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей включают:
- пояснительную записку, которая отражает общие цели и задачи изучения учебного
предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля,
характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками;
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению
планируемых результатов и к структуре тематического планирования;
- содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля.Содержание обучения раскрывает содержательные линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля и с учётом возрастных особенностей младших школьников3;
- планируемые результаты освоения программы учебного предмета, учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, включающие личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего
школьника за каждый год обучения в начальной школе;
- тематическое планирование.В тематическом планировании описывается программное
содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения каждого класса,
раскрывается характеристика деятельности, методы и формы организации обучения, которые
целесообразно использовать при изучении того или иного раздела. Также в тематическом
планировании представлены способы организации дифференцированного обучения.В
тематическом планировании указывается количество академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных
ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности ИКТ, содержание которых соответствует действующему законодательству об
образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также содержат
указание на форму проведения занятий.Рабочие программы учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулейформируются с учетом
Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №11.

3C

учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые
волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и
коммуникативных универсальных учебных действий (способность вербальными средствами устанавливать
взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе «Совместная деятельность».

19

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей представлены в приложении 1 данной ООП НОО.

20

2.2. Программа формирования универсальных учебных действий
В соответствии с ФГОС НОО содержательной и критериальной основой разработки
программы формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) являются
планируемые результаты обучения. Программа формирования УУДсодержит:
1)
описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов;
2)
характеристики
познавательных,
коммуникативных и
регулятивных
универсальных действий обучающихся.
Сформированность УУД у обучающихся определяется на этапе завершения ими
освоения программы начального общего образования.
2.2.1. Значение сформированных универсальных учебных действий
для успешного обучения и развития младшего школьника
Сформированность УУД у обучающихся начальной школы имеет значительное
положительное влияние:
во-первых, на успешное овладение младшими школьниками всеми учебными
предметами;
во-вторых, на развитие психологических новообразований этого возраста,
обеспечивающих становление способности к применению полученных знаний и к
самообразованию обучающегося;
в-третьих, на расширение и углубление познавательных интересов обучающихся;
в-четвёртых, на успешное овладение младшими школьниками начальными навыками
работы с развивающими сертифицированными обучающими и игровыми цифровыми
ресурсами;
в-пятых, на успешное овладение младшими школьниками начальными сведениями об
информационной безопасности при работе с обучающими и игровыми цифровыми ресурсами.
Всё это является предпосылками и показателями статуса обучающегося в начальной
школе как субъекта учебной деятельности и образовательных отношений в современных
условиях цифровой трансформации образования.
Реализация цели развития младших школьников как приоритетной для первого этапа
школьного образования возможна, если устанавливаются связь и взаимодействие между
освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области
метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в следующем:
1)
предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной
основой становления УУД;
2)
развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной
инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения различных
интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического мышления, связной речи и
воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения (в условиях неконтактного
информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса);
3)
под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности:
универсальность как качественная характеристика любого учебного действия и составляющих
его операций позволяет обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом
предметном содержании, в том числе представленного в виде экранных (виртуальных)
моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что положительно отражается на качестве
изучения учебных предметов;
4)
построение учебного процесса с учётом реализации цели формирования УУД
способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые
нарушают успешность развития обучающегося и формирует способности к вариативному
21

восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального представления
экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.
Во ФГОС выделены три группы УУД как наиболее значимые феномены психического
развития обучающихся вообще и младшего школьника в частности: познавательные,
коммуникативные и регулятивные УУД.
2.2.2. Характеристика универсальных учебных действий
Характеристика УУДпредставлена во ФГОС НОО.
Познавательные УУД представляют совокупность операций, участвующих в учебнопознавательной деятельности. К ним относятся:
1)
методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на экране)
в виде виртуального отображения реальной действительности (наблюдение, элементарные
опыты и эксперименты; измерения и др.);
2)
логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация);
3)
работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе
графических (таблицы, диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах (возможно
на экране).
Познавательные УУД становятся предпосылкой формирования способности младшего
школьника к самообразованию и саморазвитию.
Коммуникативные УУД являются основанием для формирования готовности
младшего школьника к информационному взаимодействию с окружающим миром: средой
обитания, членами многонационального поликультурного общества разного возраста,
представителями разных социальных групп, в том числе представленного (на экране) в виде
виртуального отображения реальной действительности, и даже с самим собой.
Коммуникативные УУД целесообразно формировать в цифровой образовательной среде
класса, школы. В соответствии с ФГОС НОО коммуникативные УУД характеризуются
четырьмя группами учебных операций, обеспечивающих:
1)
смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую
текстовую деятельность с ними;
2)
успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с субъектами
образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в том числе в
условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;
3)
успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное создание
текстов разного типа - описания, рассуждения, повествования), создание и видоизменение
экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного, бытового назначения
(самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое представление);
4)
результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности
(высказывание собственного мнения, учёт суждений других собеседников, умение
договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения), в том числе в условиях
использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
Регулятивные УУД есть совокупность учебных операций, обеспечивающих
становление рефлексивных качеств субъекта учебной деятельности (в начальной школе их
формирование осуществляется на пропедевтическом уровне). В соответствии с ФГОС НОО
выделяются шесть групп операций:
1)
принимать и удерживать учебную задачу;
2)
планировать её решение;
3)
контролировать полученный результат деятельности;
4)
контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу;
5)
предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной учебной
задачи;
22

6)
корректировать при необходимости процесс деятельности. Важной
составляющей регулятивных универсальных действий являются операции, определяющие
способность обучающегося к волевым усилиям в процессе коллективной/ совместной
деятельности, к мирному самостоятельному предупреждению и преодолению конфликтов, в
том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного
взаимодействия.
В рабочих программах требования и планируемые результаты совместной
деятельности выделены в специальный раздел. Это сделано для осознания учителем того, что
способность к результативной совместной деятельности строится на двух феноменах, участие
которых обеспечивает её успешность:
1) знание и применение коммуникативных форм взаимодействия (договариваться,
рассуждать, находить компромиссные решения), в том числе в условиях использования
технологий неконтактного информационного взаимодействия;
2) волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать вклад
свой и других в результат общего труда и др.).
2.2.3. Интеграция предметных и метапредметных требований как механизм
конструирования современного процесса образования
Согласно теории развивающего обучения (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, П. Я.
Гальперин, В. В. Давыдов и их последователи), критериями успешного психического развития
ребёнка являются появившиеся в результате обучения на этом уровне образования
психологические новообразования. Среди них для младшего школьника принципиально
важны: осознанное овладение научными терминами и понятиями изучаемой науки;
способность к использованию и/или самостоятельному построению алгоритма решения
учебной задачи; определённый уровень сформированности универсальных учебных действий.
Поскольку образование протекает в рамках изучения конкретных учебных предметов (курсов,
модулей), то необходимо определение вклада каждого из них в становление универсальных
учебных действий и его реализацию на каждом уроке. В этом случае механизмом
конструирования образовательного процесса будут следующие методические позиции.
1.
Педагогический работник проводит анализ содержания учебного предмета с
точки зрения универсальных действий и устанавливает те содержательные линии, которые в
особой мере способствуют формированию разных метапредметных результатов. На уроке по
каждому предмету предусматривается включение заданий, выполнение которых требует
применения определённого познавательного, коммуникативного или регулятивного
универсального действия. К примеру, метод измерения часто применяется к математическим
объектам, типичен при изучении информатики, технологии, а смысловое чтение - прерогатива
уроков русского языка и литературы.
Соответствующий вклад в формирование универсальных действий можно выделить в
содержании каждого учебного предмета.
Таким образом, на первом этапе формирования УУД определяются приоритеты
учебных курсов для формирования качества универсальности на данном предметном
содержании.
На втором этапе подключаются другие предметы, педагогический работник предлагает
задания, требующие применения учебного действия или операций на разном предметном
содержании.
Третий этап характеризуется устойчивостью универсального действия, т. е.
использования его независимо от предметного содержания. У обучающегося начинает
формироваться обобщённое видение учебного действия, он может охарактеризовать его, не
ссылаясь на конкретное содержание. Например, «наблюдать - значит…», «сравнение - это…»,
«контролировать - значит…» и т. п. Педагогический работник делает вывод о том, что
23

универсальность (независимость от конкретного содержания) как свойство учебного действия
сформировалась.
2.
Используются виды деятельности, которые в особой мере провоцируют
применение универсальных действий: поисковая, в том числе с использованием
информационного ресурса Интернета, исследовательская, творческая деятельность, в том
числе с использованием экранных моделей изучаемых объектов или процессов. Это побудит
учителя отказаться от репродуктивного типа организации обучения, при котором главным
методом обучения является образец, предъявляемый обучающимся в готовом виде. В этом
случае единственная задача ученика - запомнить образец и каждый раз вспоминать его при
решении учебной задачи. В таких условиях изучения предметов универсальные действия,
требующие мыслительных операций, актуальных коммуникативных умений, планирования и
контроля своей деятельности, не являются востребованными, так как использование готового
образца опирается только на восприятие и память. Поисковая и исследовательская
деятельность развивают способность младшего школьника к диалогу, обсуждению проблем,
разрешению возникших противоречий в точках зрения. Поисковая и исследовательская
деятельность может осуществляться с использованием информационных банков, содержащих
различные экранные (виртуальные) объекты (учебного или игрового, бытового назначения), в
том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного
взаимодействия.
Например, для формирования наблюдения как метода познания разных объектов
действительности на уроках окружающего мира организуются наблюдения в естественных
природных условиях. Наблюдения можно организовать в условиях экранного (виртуального)
представления разных объектов, сюжетов, процессов, отображающих реальную
действительность, которую невозможно представить ученику в условиях образовательной
организации (объекты природы, художественные визуализации, технологические процессы и
пр.). Уроки литературного чтения позволяют проводить наблюдения текста, на которых
строится аналитическая текстовая деятельность. Учебные диалоги, в том числе с
представленным на экране виртуальным собеседником, дают возможность высказывать
гипотезы, строить рассуждения, сравнивать доказательства, формулировать обобщения
практически на любом предметном содержании. Если эта работа проводится учителем
систематически и на уроках по всем предметам, то универсальность учебного действия
формируется успешно и быстро.
3.
Педагогический работник применяет систему заданий, формирующих
операциональный состав учебного действия. Цель таких заданий - создание алгоритма
решения учебной задачи, выбор соответствующего способа действия. Сначала эта работа
проходит коллективно, вместе с учителем, когда все вместе выстраивают пошаговые
операции, постепенно дети учатся выполнять их самостоятельно. При этом очень важно
соблюдать
последовательность
этапов
формирования
алгоритма:
построение
последовательности шагов на конкретном предметном содержании; проговаривание их во
внешней речи; постепенный переход на новый уровень - построение способа действий на
любом предметном содержании и с подключением внутренней речи. При этом изменяется и
процесс контроля:1) от совместных действий с учителем обучающиеся переходят к
самостоятельным аналитическим оценкам; 2) выполняющий задание осваивает два вида
контроля - результата и процесса деятельности; 3) развивается способность корректировать
процесс выполнения задания, а также предвидеть возможные трудности и ошибки. При этом
возможно реализовать автоматизацию контроля с диагностикой ошибок обучающегося и с
соответствующей методической поддержкой исправления самим обучающимся своих
ошибок.
Как показывают психолого-педагогические исследования, а также опыт
педагогической работы, такая технология обучения в рамках совместно-распределительной
деятельности (термин Д. Б. Эльконина) развивает способность детей работать не только в
24

типовых учебных ситуациях, но и в новых нестандартных ситуациях. С этой точки зрения
педагогический работник сам должен хорошо знать, какие учебные операции наполняют то
или иное учебное действие.
Например, сравнение как универсальное учебное действие состоит из следующих
операций: нахождение различий сравниваемых предметов (объектов, явлений); определение
их сходства, тождества, похожести; определение индивидуальности, специфических черт
объекта. Для повышения мотивации обучения можно предложить обучающемуся новый вид
деятельности (возможный только в условиях экранного представления объектов, явлений) выбирать (из информационного банка) экранные (виртуальные) модели изучаемых предметов
(объектов, явлений) и видоизменять их таким образом, чтобы привести их к сходству или
похожести с другими.
Классификация как универсальное учебное действие включает: анализ свойств
объектов, которые подлежат классификации; сравнение выделенных свойств с целью их
дифференциации на внешние (несущественные) и главные (существенные) свойства;
выделение общих главных (существенных) признаков всех имеющихся объектов; разбиение
объектов на группы (типы) по общему главному (существенному) признаку. Обучающемуся
можно предложить (в условиях экранного представления моделей объектов) гораздо большее
их количество, нежели в реальных условиях, для анализа свойств объектов, которые подлежат
классификации (типизации), для сравнения выделенных свойств экранных (виртуальных)
моделей изучаемых объектов с целью их дифференциации. При этом возможна фиксация
деятельности обучающегося в электронном формате для рассмотрения педагогом итогов
работы.
Обобщение как универсальное учебное действие включает следующие операции:
сравнение предметов (объектов, явлений, понятий) и выделение их общих признаков; анализ
выделенных признаков и определение наиболее устойчивых (инвариантных) существенных
признаков (свойств); игнорирование индивидуальных и/или особенных свойств каждого
предмета; сокращённая сжатая формулировка общего главного существенного признака всех
анализируемых предметов. Обучающемуся можно предложить (в условиях экранного
представления моделей объектов, явлений) гораздо большее их количество, нежели в
реальных условиях, для сравнения предметов (объектов, явлений) и выделения их общих
признаков. При этом возможна фиксация деятельности обучающегося в электронном формате
для рассмотрения учителем итогов работы.
Систематическая работа обучающегося с заданиями, требующими применения
одинаковых способов действий на различном предметном содержании, формирует у
обучающихся чёткое представление об их универсальных свойствах, т. е. возможность
обобщённой характеристики сущности универсального действия.
2.2.4. Место универсальных учебных действий в рабочих программах
В соответствии с ФГОС НОО сформированность УУД у обучающихся определяется на
этапе завершения ими освоения программы НОО. Это не снимает обязанности учителя
контролировать динамику становления всех групп УУД для того, чтобы вовремя устранять
возникшие у обучающихся трудности и ошибки. В этом случае полученные результаты не
подлежат балльной оценке, так как в соответствии с закономерностями контрольно-оценочной
деятельности балльной оценкой (отметкой) оценивается результат, а не процесс деятельности.
В задачу учителя входит проанализировать вместе с обучающимся его достижения, ошибки и
встретившиеся трудности, в любом случае морально поддержать его, высказать надежду на
дальнейшие успехи. При этом результаты контрольно-оценочной деятельности,
зафиксированные в электронном формате, позволят интенсифицировать работу учителя.
Можно использовать словесную оценку: «молодец, стараешься, у тебя обязательно
получится», но отметку можно поставить только в том случае, если учебная задача решена
25

самостоятельно и правильно, т. е. возможно говорить о сформировавшемся универсальном
действии.
В рабочих программах содержание метапредметных достижений обучения
представлено в разделе «Содержание обучения», которое строится по классам. В каждом
классе пяти учебных предметов начальной школы (русский язык, литературное чтение,
иностранный язык, математика и окружающий мир) выделен раздел «Универсальные учебные
умения», в котором дан возможный вариант содержания всех групп УУД по каждому году
обучения. В первом и втором классах определён пропедевтический уровень овладения
универсальными действиями, поскольку пока дети работают на предметных учебных
действиях, и только к концу второго года обучения появляются признаки универсальности.
Это положение не реализовано в содержании предметов, построенных как модульные
курсы (например, ОРКСЭ, искусство, физическая культура).
Далее содержание УУД представлено в разделе «Планируемые результаты обучения»
в специальном разделе «Метапредметные результаты», их перечень даётся на конец обучения
в начальной школе. Структура каждого вида УУД дана в соответствии с требованиями ФГОС.
Познавательные универсальные учебные действия включают перечень базовых логических
действий; базовых исследовательских действий; работу с информацией. Коммуникативные
УУД включают перечень действий участника учебного диалога, действия, связанные со
смысловым чтением и текстовой деятельностью, а также УУД, обеспечивающие
монологические формы речи (описание, рассуждение, повествование). Регулятивные УУД
включают перечень действий саморегуляции, самоконтроля и самооценки. Представлен также
отдельный раздел «Совместная деятельность», интегрирующий коммуникативные и
регулятивные действия, необходимые для успешной совместной деятельности.
С учётом части, формируемой участниками образовательных отношений, расширяется
содержаниеУУД, но в рамках установленного нормами СанПиН объёма образовательной
нагрузки, в том числе в условиях работы за компьютером или с другими электронными
средствами обучения.
В тематическом планировании показаны виды деятельности, методы, приёмы и формы
организации обучения, направленные на формирование всех видов УУД.

26

2.3.ПРОГРАММАВОСПИТАНИЯ

27

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Учебный план начального общего образования

Учебный план НОО (недельный) на 2024-2025 учебный год
Предметные области

Учебные предметы,
курсы, модули
Классы

Количество часов в
неделю

I

Всег
о

II

III

IV

Формы
промежуточной
аттестации

1. Обязательная часть

Итоговая
контрольная
работа (2-4)

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык
(англ.)

–

2

2

2

6

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание
и
естествознание
(«Окружающий мир»)

Окружающий мир
2

2

2

2

8

Тестовая работа

–

–

–

1

1

Тестовая работа

Русский язык и
литературное чтение

Иностранный язык

Основы религиозных
культур и светской
этики

Основы религиозных
культур и светской
этики

Проверка техники
чтения
Контрольная
работа (2-4)
Итоговая
контрольная
работа (2-4)

Музыка

1

1

1

1

4

Искусство

Тестовая работа

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Творческая работа

Труд (технология)

Труд (технология)

1

1

1

1

4

Творческая работа

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

8

Тест, зачет

20

22

22

23

87

Итого

2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Функциональная грамотность

1

Смысловое чтение

0/1

Чистописание

1/0

Максимально допустимая недельная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Итого к финансированию:

1

2

Устный опрос

1

21

23

23

23

90

21

23

23

23

90
28

Учебный план НОО (годовой) на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные предметы,
курсы, модули
классы

Количество часов в неделю
I

II

III

IV

Всего

1. Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение

Русский язык

165

170

170

170

675

Литературное чтение

132

136

136

136

540

–

68

68

68

204

132

136

136

136

540

66

68

68

68

270

–

–

34

34

Иностранный язык
(англ.)
Математика

Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(«Окружающий мир»)
Основы религиозных
культур и светской этики

Окружающий мир

Основы религиозных
культур и светской этики

–

Музыка

33

34

34

34

135

Искусство

Изобразительное
искусство

33

34

34

34

135

Технология

Труд (технология)

33

34

34

34

135

Физическая культура

Физическая культура

66

68

68

68

270

Итого

660

748

748

782

2938

2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Функциональная грамотность
Смысловое чтение

34

34

68
17

17

16
Чистописание

Итого к финансированию:

16
693

782

782

782

3039

29

30

3.2.Календарный учебный график
Приложение №2 к ООП НОО
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
1-4 классы
Месяц

2024
Сентябрь

Октябрь

2025
Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Пн.

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

3

10

17

24

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

Вт.

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

4

11

18

25

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

Ср.

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

5

12

19

26

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

Чт.

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

6

13

20

27

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

Пт.

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

31

7

14

21

28

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

Сб.
Вс.

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

1

8

15

22

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

2

9

16

23

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10 17

24

1

Начало учебного года - 02.09.2024 г.
Окончание учебного года - 26.05.2025 г.
Учебные
Сроки
периоды
1 четверть
02.09.2024 - 25.10.2024
2 четверть
05.11.2024 - 28.12.2024
3 четверть
09.01.2025 - 21.03.2025
4 четверть
31.03.2025 - 26.05.2025
Итого
5-ти дневная
учебная неделя

28
29
30
31

Продолжительность
учебного года
8 недель
8 недель
10 недель (9 недель для 1-х классов)
8 недель
34 недели (33 недели для 1-х классов)

31

Каникулы
Осенние
Зимние
Весенние
Дополнительные
для 1-х классов
Летние

Сроки
26.10.2024 - 04.11.2024
29.12.2024 - 08.01.2025
22.03.2025 - 30.03.2025
15.02.2025 - 23.02.2025

Продолжительность
10 календарных дней
11 календарных дней
9 календарных дней
9 календарных дней

27.05.2025 - 31.08.2025

97 календарный день

- выходные и праздничные дни
- каникулы
- дополнительные каникулы для 1-х классов
- сроки промежуточной аттестации

3.3. План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности начального общего образования
(недельный)
Направление
Познавательное

Реализуемая
программа

1
А

Смысловое
чтение
Работа с текстом

Спортивное

«Занимательная
математика»
«Азбука
здоровья»

Количество часов по классам
2
3
А
А
Б
А
1*
1*

4
Б
1*

1*
1*
1*

1*
1*

1*

1*

1*

1*

Духовнонравственное
Познавательное

«Разговоры о
1*
1*
1*
1*
1*
1*
важном»
**Олимпиады, викторины, познавательные игры, детские исследовательские
проекты. Внешкольные и школьные акции и конкурсы познавательной
направленности (интеллектуальные марафоны). Предметные недели.
Общекультурное **Художественные выставки, спектакли, социальные проекты на основе
художественной деятельности, культпоходы в театры, музеи, на концерты
выставки, кинотеатры. Праздники на уровне класса и школы.
Спортивно**Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные
оздоровительное спортивные турниры, школьная спартакиада. ГТО. Социально значимые
спортивные и оздоровительные акции. Походы, экскурсии, «Дни здоровья».
Гражданско**Классные часы. Этические беседы, тематические диспуты. Встречи с
патриотическое ветеранами ВОВ, локальных войн и ветеранами тыла и труда, «Уроки
мужества». Конкурсы рисунков. Фестивали патриотической песни. Музейные
уроки.
Итого
3
5
4
4
5
5
*Курсы внеурочной деятельности, реализуемые для всех обучающихся (по выбору
родителей/законных представителей)
** По плану воспитательной работы классного руководителя и плану ОО.

План внеурочной деятельности начального общего образования
(годовой)
Направление

Познавательное

Спортивное
Духовнонравственное

Реализуемая
программа
Смысловое
чтение
Работа с
текстом
«Занимательна
я математика»
«Азбука
здоровья»
«Разговоры о
важном»

1
А

Количество часов по классам
2
3
А
А
Б

А

Б

34*

34*

34*

34*

34*

34*

34*

4

34*
33*

34*

33*

34*

33*

34*

34*
34*

34*

34*

Познавательное

**Олимпиады, викторины, познавательные игры, детские исследовательские
проекты. Внешкольные и школьные акции и конкурсы познавательной
направленности (интеллектуальные марафоны). Предметные недели.
Общекультурное **Художественные выставки, спектакли, социальные проекты на основе
художественной деятельности, культпоходы в театры, музеи, на концерты
выставки, кинотеатры. Праздники на уровне класса и школы.
Спортивно**Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные
оздоровительное спортивные турниры, школьная спартакиада. ГТО. Социально значимые
спортивные и оздоровительные акции. Походы, экскурсии, «Дни здоровья».
Гражданско**Классные часы. Этические беседы, тематические диспуты. Встречи с
патриотическое ветеранами ВОВ, локальных войн и ветеранами тыла и труда, «Уроки
мужества». Конкурсы рисунков. Фестивали патриотической песни. Музейные
уроки.
Итого
99
170
136
136
170
170
*Курсы внеурочной деятельности, реализуемые для всех обучающихся (по выбору
родителей/законных представителей)
** По плану воспитательной работы классного руководителя и плану ОО.

3.4. Календарный план воспитательной работы
Календарныйпланвоспитательнойработысоставляетсянатекущий учебный год. В нем
конкретизируется
заявленная
впрограммевоспитанияработаприменительнокданномуучебномугодуиуровнюобразования.
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 1 данной ООП
НОО.

34

3.5.Система условий реализации программы начального общего образования
Системаусловийреализации ООП НОО направленана:
1)
достижение обучающимися планируемых результатов освоенияпрограммы
НОО,втомчислеадаптированной;
2)
развитиеличности,еёспособностей,удовлетворениеобразовательных
потребностей
и
интересов,
самореализацию
обучающихся,втомчислеодарённых,черезорганизациюурочнойи
внеурочной
деятельности,
социальных практик, включаяобщественно полезную деятельность, профессиональные
пробы,практическуюподготовку,использованиевозможностейорганизаций дополнительного
образования и социальныхпартнёров;
3)
формирование
функциональной
грамотности
обучающихся(способностирешатьучебныезадачиижизненныепроблемные ситуации на основе
сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности),
включающей овладение ключевыми навыками, составляющимиоснову дальнейшего
успешного образования и ориентациювмирепрофессий;
4)
формирование
социокультурных
и
духовнонравственныхценностейобучающихся,основихгражданственности,российскойгражданскойид
ентичности;
5)
индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и
реализации индивидуальных учебных планов, обеспечения эффективной самостоятельной
работы обучающихсяпри поддержкепедагогических работников;
6)
участие
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)несовершеннолетнихобучающихсяипедагогическихработниковвпроектирован
иииразвитиипрограммыначальногообщего
образования
и условий её
реализации,
учитывающихособенностиразвитияивозможностиобучающихся;
7)
включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды (класса,
школы), формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности,
реализациисоциальных проектов и программ при поддержке педагогическихработников;
8)
формирование
у
обучающихся
первичного
опыта
самостоятельнойобразовательной,общественной,проектной,учебно-исследовательской,
спортивно-оздоровительной и творческойдеятельности;
9)
формирование у обучающихся экологической грамотности,навыков здорового и
безопасного для человека и окружающейегосредыобразажизни;
10)
использование в образовательной деятельности современныхобразовательных
технологий, направленных в том числе навоспитание обучающихся и развитие различных
форм наставничества;
11)
обновление
содержания
программы
начального
общего
образования,методикитехнологийеёреализациивсоответствиис динамикой развития системы
образования, запросов обучающихся,родителей(законныхпредставителей)несовершеннолетних
обучающихся с учётом национальных и культурныхособенностей Свердловской области
РоссийскойФедерации;
12)
эффективное использование профессионального и творческого потенциала
педагогических и руководящих работниковМБОУ СОШ №11, повышения их профессиональной,
коммуникативной,информационнойиправовойкомпетентности;
13)
эффективное управление организацией с использованиемИКТ, современных
механизмов финансирования реализациипрограмм НОО.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».