Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 11
Е.В. Андрашитова
приказ от «30» 08.2024г. № 80
Дополнительная общеразвивающая программа
«Кукольный театр»
направление: художественно-эстетическое
возраст детей: 10-16 лет
срок реализации: 1 год
Разработчик:
Е.А.Вахрушева
г. Серов
2024г.
Дополнительная общеобразовательная программа «Кукольный театр» (далее –
Программа) МБОУ СОШ №11 разработана в соответствии со статьей 2,12 Федерального
закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам»; Положением «О дополнительной
общеразвивающей программе» МБОУ СОШ №11.
Программа позволяет приобщить детей к театральной культуре, обогатить их
театральный опыт.
Продолжительность занятия – 1 час.
Периодичность в неделю – 1 раз.
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в год – 34 часа.
Адресат программы - обучающиеся 5 – 10 классов (10-16 лет). Число детей
одновременно, находящихся в группе до 15 человек.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2024г.
2
Содержание
№
Наименование раздела
Стр.
1
Комплекс основных характеристик Программы «Кукольный театр»
4
2
Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации
12
3
Список литературы
14
3
Комплекс основных характеристик
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы: художественно-эстетическое. Художественноэстетическое
воспитание
ребенка
включает
в
себя
формирование
способности
воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремления
участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщение к
художественной деятельности.
Рабочая программа по кукольному театру разработана с учетом основных
положении и требований нормативных и правовых документов:
1.Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273ФЗ
2. Концепция развития дополнительного образования детей от 31.03.2022 №678-р
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта
«Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от
3.09.2018 №10
4. Приказ Минпроса России от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения.
Адресат программы для учащихся 5 - 10 х классов (10-16 лет). Число детей
одновременно, находящихся в группе до 15 человек.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 1час.
Периодичность в неделю – 1 раз.
Количество часов в неделю – 1 час.
Организационно-педагогические основы обучения.
Запись в кружок осуществляется в начале учебного года при добровольном желании
ребенка и с согласия родителей.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, работа в мини-группах.
Виды занятий: учебное занятие, репетиция, игра, открытое занятие.
4
Формы подведения результатов: итоговое занятие, показательное выступление,
спектакль.
Целью занятий в кружке являются: эстетическое воспитание обучающихся,
создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Обучающие:
- организовывать художественно-речевую и театрализованную деятельность;
- расширять представление школьников о театральном искусстве;
- знакомить обучающихся с орфоэпическими и интонационными нормами чтения;
- обучать навыкам выражения разнообразных эмоциональных состояний;
- обучать навыкам вождения перчаточной куклы;
- обучать навыкам публичного выступления.
Развивающие:
- развивать воображение, внимание, образное мышление обучающихся с помощью
специальных игр;
- развивать речевое дыхание, правильную дикцию используя специальные
упражнения;
- способствовать развитию выразительности речи и эмоциональной сферы
учащихся в процессе работы над ролью.
Воспитательные:
- развивать интерес детей к театральному творчеству;
- способствовать формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств
при чтении сценария, анализе поведения героев, просмотре видеоспектаклей;
- формировать навык коллективного взаимодействия и общения;
- воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками, педагогами;
- воспитывать культуру общения с окружающими людьми.
Места занятий, оборудование. Помещение для занятий – просторный кабинет,
оборудованный занавесом и ширмой; шкафы для хранения декораций, реквизита и кукол;
реквизит для спектаклей; театральные куклы; звуковая аппаратура.
5
Содержание программы
№
Основные блоки
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
2
Таинственные превращения
1
1
3
Работа над выбранной для спектакля пьесой
22
22
4
Изготовление кукол и бутафории
4
4
5
Выбор пьесы для спектакля
3
6
Показ пьесы детям
3
Всего
34
3
3
5
29
Учебный (тематический) план
№
Тема
Дата
1
Вводное занятие. Театр. Его истоки.
Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной
лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер,
художник - декоратор, бутафор, актер).
2
Таинственные превращения. Введение детей в мир театра,
3
Выбор для спектакля пьесы.
23.09
4
Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.
23.09
5
Отработка чтения каждой роли
07.10
6
Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли,
действия роли
21.10
7
Изготовление кукол и бутафории.
28.10
6
8
Изготовление кукол и бутафории.
9
Репетиция пьесы.
10
Репетиция пьесы.
11
Генеральная репетиция пьесы.
11.11
12
Показ пьесы детям.
11.11
13
Выбор для спектакля пьесы.
23.12
14
Распределение роли и чтение произведения учащимися.
23.12
15
Выразительное чтение произведения учащихся.
30.12
16
Изготовление бутафории, и кукол для пьесы.
30.12
17
Репетиция пьесы.
13.01
18
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть
20.01
19
Соединения действия куклы со словами своей рели.
20.01
20
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка
оформления
27.01
21
Репетиция пьесы. подача бутафории, помощь друг другу в управлении
куклами.
27.01
22
Генеральная репетиция. Музыкальное оформление.
03.02
23
Показ пьесы детям
03.02
24
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о
прочитанном.
10.02
25
Распределение ролей характеристика действующих лиц, их
взаимоотношения. Определение места и времени.
10.02
26
Читка по ролям.
17.02
27
Работа с куклой на ширме.
17.02
28
Изготовление кукол и бутафории.
24.02
29
Репетиция пьесы.
10.03
30
Изготовление кукол и бутафории.
10.03
28.10
7
31
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических
обязанностей.
17.03
32
Генеральная репетиция..
17.03
33
Звуковое оформление
07.04
34
Показ пьесы учащимся начальных классов
07.04
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный
вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное
мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в
четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические
качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические
игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей
детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего
тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал,
готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или
последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и
образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую
ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
8
Основы
театральной
культуры. Детей
знакомят
с
элементарными
понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального
искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с
пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У воспитанника будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей
и других людей;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать
в
своей
деятельности
нормам
природоохранного,
нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Воспитанник получит возможность для формирования:
внутренней
позиции
обучающегося
на
уровне
положительного
отношения
к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
9
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности.
Предметные результаты
В результате реализации данной программы воспитанники научатся
-основам сценической речи;
-средствам пластической выразительности;
-базовым компонентам театра кукол и его особенностей
- начальным представлениям о театре кукол;
- основным элементам сценического действия театра кукол, их особенностей
- построению простейшего сюжета, используя опорные слова, обозначающие действия.
- выполнять простейшие задания и построить этюд в паре с любым партнёром;
- выполнять упражнения актёрского тренинга в присутствии постороннего человека;
- поддержать диалог с партнёром (произвольный или на заданную тему);
- описать эмоции, которые испытывает герой этюда или художественного произведения,
дать приблизительное истолкование этим эмоциям.
Воспитанник получит возможность научиться:
-проявлять артистическую смелость;
-управлять своим вниманием;
-выражать содержание произведения средствами пластики кукол.
- решать элементарные коммуникативные задачи в пределах любой из сфер общения;
- составлять монологическое высказывание объемом 5 фраз (описание, сообщение,
рассказ);
- решать коммуникативные задачи при помощи диалога объемом 3-4 реплики с каждой
стороны;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
10
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
11
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Наличие помещения для занятий – просторный кабинет, оборудованный занавесом и
ширмой; шкафы для хранения декораций, реквизита и кукол; реквизит для спектаклей;
театральные куклы; звуковая аппаратура.
Информационное обеспечение.
Интернет-ресурсы, видео материал.
Кадровое обеспечение. Согласно Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать
педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации,
соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта
(Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт) код А и B с
уровнями квалификации 6, обладающий профессиональными компетенциями в предметной
области.
Методические материалы
Наглядные пособия (иллюстрации, видеоматериал, презентации, фонограммы,
карточки для заданий).
Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные шумы и
звуки, звуки природы, аудиотеатр.
Видеотека: записи спектаклей.
Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Предполагает подбор дидактического и раздаточного материала:
карточек-заданий, инструкций по технике безопасности, сценариев, специальной
литературы по предмету, конспектов занятий, анкет, тестов, сборников скороговорок, аудиовидео материалов, ссылок на Интернет- ресурсы, костюмов, декораций, реквизита.
Формы занятий
учебные занятия (беседа, рассказ, театральная игра, упражнения, тренинг, пение,
прослушивание, читка материала, просмотр спектаклей с дальнейшим обсуждением,
дистанционное обучение, репетиция, показ);
интегрированные занятия;
занятия с использование ИКТ;
защита творческих проектов.
Структура занятий по программе включает теоретическую и практическую части, где
применяются следующие методы обучения:
объяснительно – иллюстративные (на этапе знакомства с материалом);
12
репродуктивные (на этапе знакомства с материалом);
частично-поисковые;
исследовательские.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды
контроля: входящий–собеседование, опрос; текущий (промежуточный) – осуществляется
посредством наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе занятий, анализ работы
обучающихся; показательные выступления, контрольный опрос; итоговый - итоговые
занятия, показ спектакля, участие в концертах и мероприятиях городского уровня, участие в
фестивалях и конкурсах.
13
Список литературы
1. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого
сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2017.
2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр», М., 2021г.
3. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма
«Издательство АСТ», 2021.
4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма
«Издательство АСТ», 2009.
14