Положение о дополнительной общеразвивающей программе

Принята

Утверждаю

на педагогическом совете

директор МБОУ СОШ № 11

протокол № 1

Е.В. Андрашитова

от «28» августа 2020г.

Приказ № 103 от «28» августа 2020г.

Положение
о дополнительной общеразвивающей программе

1. Общие положения
1.1
Положение о дополнительной общеразвивающей программе МБОУ СОШ №
11 (далее по тексту – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства
образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования
детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.9.2014г. № 1726-р, СанПиН 2.4.4.3172-14, Требованиями к дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования
детей
Свердловской области, Уставом МБОУ СОШ № 11.
1.2
Положение регламентирует порядок разработки, утверждения и реализации
дополнительной общеразвивающей программы педагогов (далее по тексту – Программа).
1.3
Программа – это нормативный документ, определяющий объем, порядок,
содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования детей.
1.4
Целями Программы являются:
- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и
их семей в сфере образования;
- развитие инновационного потенциала общества.
1.5
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи:
- развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации
личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
- проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия
«социальной ситуации развития» подрастающих поколений;
- интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение
вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
- разработка инструментов оценки достижений детей и подростков,
способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и
дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования
для каждого;
1

- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с
интересами детей, потребностями семьи и общества;
- обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
- развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет
государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
- создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в
дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания,
состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;
- формирование эффективной межведомственной системы управления развитием
дополнительного образования детей;
- создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием
системы дополнительного образования детей.
II. Порядок разработки и утверждения Программы
2.1
Программа разрабатывается на учебный год или уровень общего
образования.
2.2
Разработка Программы должна строится на следующих основаниях:
- свобода выбора Программ и режима их освоения;
- соответствие Программы и форм дополнительного образования возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность Программы;
- разноуровневость (ступенчатость) Программы;
- модульность содержания Программы, возможность взаимозачета результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер Программы, открытый и сетевой характер
реализации.
2.3
Программа рассматривается и принимается на заседании педагогического
совета МБОУ СОШ № 11 и утверждается директором МБОУ СОШ № 11 до начала ее
реализации.
III. Структура Программы
3.1. Структура программы включает:
1. титульный лист;
2. комплекс основных характеристик Программы;
3. комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации;
4. список литературы.
IV. Оформление и содержание структурных элементов Программы
Текст Программы должен быть напечатан на одной стороне листа формата А4,
шрифт Liberation Serif, размер шрифта – 12, междустрочный интервал – одинарный,
выравнивание – по ширине, ориентация страниц – книжная. Размеры полей: слева – 2,5
см, справа, сверху и снизу – 1.5 см. Номер страницы - в правом нижнем углу. На
титульном листе номер страницы не указывается. Заголовки разделов Программы
печатаются в середине строки, без точки в конце, выделяются жирным шрифтом.
1. Титульный лист должен содержать:
- наименование образовательной организации;
- дату принятия Программы на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №
11;
2

- гриф утверждения Программы с подписью директора МБОУ СОШ № 11,
указанием номера и даты приказа;
- название Программы;
- направленность;
- возраст обучающихся;
- срок реализации Программы;
- ФИО, должность автора-разработчика Программы;
- город и год разработки Программы.
2. Комплекс основных характеристик.
2.1. Пояснительная записка должна содержать:
- направленность (профиль) Программы: техническая, естественнонаучная,
физкультурно-спортивная, художественная, туристическо-краеведческая, социальнопедагогическая;
- актуальность Программы: своевременность, современность, соответствие
потребностям времени; соответствие Программы нормативным правовым актам и
государственным программным документам; обоснование соответствие целей,
содержании и образовательных результатов Программы региональным социальноэкономическим и социокультурным потребностям и проблемам, потребностям и
проблемам детей и их родителей или законных представителей;
- отличительные особенности Программы – характерные свойства, отличающие
Программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, на которых
базируется Программа;
- адресат Программы – возраст и категория обучающихся (краткая характеристика
обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические
характеристики), число детей, одновременно находящихся в группе (от 7 до 30 человек);
- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий;
- объем Программы – общее количество учебных часов, запланированных на вест
период обучения, необходимых для освоения Программы (от 16 часов до 864 часов),
продолжительность части Программы (года обучения, модуля) по учебному плану в часах
(от 16 до 216 часов);
- срок освоения Программы (определяется содержанием Программы) –
количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- уровневость Программы – содержание и материал Программ (свыше одного года
обучения) должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с
уровнями сложности:
 «Стартовый уровень» - предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предполагаемого для освоения содержания Программы;
 «Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления Программы;
 «Продвинутый уровень» - предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и
нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления
Программы. Также предполагает углубленное изучение содержания Программы и доступ
к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления Программы;
- формы обучения – фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая и т.п.;
- виды занятий – беседа, лекция, практическое занятие, семинар, лабораторное
занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие и др.;
3

- формы подведения результатов – беседа, семинар, мастер-класс, спектакль,
творческий отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие и т.д.
2.2. Цель и задачи Программы:
- цель Программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к
которому надо стремиться;
- задачи Программы раскрывают пути достижения цели (обучающие,
развивающие, воспитательные).
При наличии тематических модулей, цель и задачи должны быть указаны по
каждому модулю.
2.3. Содержание Программы.
Учебный (тематический) план – таблица, содержащая названия разделов и тем
Программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации
(контроля).
Содержание учебного (тематического) плана – реферативное описание разделов
и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным
(тематическим) планом, включая описание теоретических практических частей.
2.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков,
личностных качеств, компетенций, приобретаемых обучающимися при освоении
Программы по ее завершению; формулируются с учетом цели и содержания Программы.
Формулируются как:
- метапредметные результаты - означают освоение обучающимися
межпредметных понятий и универсальных учебных действий – регулятивных,
познавательных и коммуникативных, способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике;
- личностные результаты – включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению;
- предметные результаты – содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых
действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их
применение и преобразование.
3.

Комплекс организационно-педагогических условий.

3.1.
Условия реализации Программы:
- материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для
занятий, перечень оборудования, инструментов, приборов, материалов в расчете на
количество обучающихся;
- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, Интернет источники;
- кадровое обеспечение – краткие сведения о педагогических работниках и других
специалистов, участвующих в реализации Программы;
- методические материалы – обеспечение Программы методическими видами
продукции, необходимыми для ее реализации – указание тематики и формы методических
материалов по Программе (пособия, дидактические материалы); краткое описание общей
методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными
особенностями обучающихся; описание используемых методик и технологий, в т.ч.
информационных.
4

3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы – описание формы и
процедуры контроля, промежуточной и итоговой аттестации (при наличии) и
используемых контрольно-измерительных материалов (например: перечень вопросов к
тесту, зачету, требования к проектной работе, критерии оценивания).
Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для определения
результативности Программы, перечисляются согласно учебному (тематическому) плану.
Например: зачет, творческая работа, выставка, конкурс, открытое занятие, праздник,
фестиваль, концерт, тестирование и др.
4.
Список литературы – перечень литературы, необходимой педагогу,
обучающимся (родителям) для успешной реализации Программы, оформленной в
соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам ГОСТ Р 7.0.5-2008.

5

Приложение
Титульный лист
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Принята

Утверждаю

на педагогическом совете

директор МБОУ СОШ № 11

протокол № ___

___________ Е.В. Андрашитова

от «____» __________ 2020г.

Приказ № ___ от «___» ________ 2020г.

Дополнительная общеразвивающая программа
«НАЗВАНИЕ»
направленность: ______________
возраст обучающихся: _______________
срок реализации: _____________

Автор-разработчик:
ФИО, должность

год
г. Серов
6

Учебный (тематический) план
№ п/п
I
1.1
1.2
1.3
1.4

Название раздела,
темы
Аппликация из бумаги.
Аппликация. Свойства
бумаги.
Обрывная аппликация.
Многослойная
аппликация.
Объемная аппликация.

всего
11
2

Количество часов
теория
2
1

практика
9
1

Формы
аттестации/контроля
Выставка аппликаций

3
3

1
-

2
3

Анализ работ
Взаимоанализ работ

3

-

3

Презентация работ

II
Всего часов:

Содержание учебного (тематического) плана
I.
Аппликация.
1.1. Аппликация. Свойства бумаги.
Теория: История аппликации. Виды аппликации. Материалы для аппликации.
История бумаги.
Практика: Определение вида бумаги. Эксперимент: изучение свойств бумаги.
Изготовление бумаги из бумажного теста.
1.2. Обрывная аппликация.
Теория: Способы разрывания бумаги. Особенности обрывной аппликации.
Техника безопасности при работе с клеем.
Практика: Изготовление аппликации по образцу. Аппликация по замыслу «Моя
любимая мягкая игрушка».

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 3560F90E52C817D495E0
Владелец: Андрашитова Елена Владимировна
Срок действия с 11.03.2021 по 11.03.2026

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».