Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
МБОУ СОШ № 11
протокол от «30» 08.2024г. № 1
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 11
_________ /Е.В.Андрашитова
приказ от «30» 08.2024г. № 80
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЧИСТОПИСАНИЕ
для обучающихся 1 - 4 классов
Разработчики:
Калмыкова Н.П.
г.Серов, 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Чистописание» разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования и на основе программы Н. А. Агарковой «Программа. Графический навык.
Каллиграфический почерк (1-4)»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ»
Программа ориентирована на развитие навыков письма и выработку
каллиграфического почерка. В процессе изучения обучающиеся имеют возможность
расширить свои представления о каллиграфии, познакомиться с её историей и областями
применения. Курс - межпредметный: наряду со сведениями из области русского языка в его
содержание входят знания по технологии, искусству, истории.
Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии
способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших
школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и
изучения русского языка и других школьных дисциплин.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ»
Научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через
различные методы и приёмы.
Образовательные задачи курса:
Познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия
каллиграфией и приемами работы с ними.
Научить проявлять творческий подход к работе.
Научить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости
вносить коррективы в первоначальный замысел.
Развивающие задачи:
Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев.
Развивать глазомер.
Воспитательные задачи:
Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплину.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего 68 часов: 1 класс 17 часов (0,5 час в неделю), 2 - 4 классы по 17 часов (0,5 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Наименование раздела программы
Количество часов
№
п/п
Введение
Развитие мелкой моторики
Упражнение для работы над высотой букв
Упражнения для работы над формой отдельных
букв
Упражнения для работы над наклоном и
параллельностью элементов букв
Практические и творческие работы
Итого
1.
2.
3.
4.
5.
6.
2 класс
Наименование раздела программы
№
п/п
Элементы букв.
Написание схожих групп букв
Практические и творческие работы
Итого
1.
2.
3.
1
1
3
9
2
1
17ч
Количество часов
7
9
1
17ч
3 класс
№
п/п
Наименование раздела программы
Количество часов
1
История письменности на Руси
17
2
Написание художественных соединений
15
3
Практические и творческие работы
Итого
2
17ч
№ п/п
1.
2.
3.
4.
4 класс
Наименование раздела программы
Количество часов
Повторение
Написание художественных соединений
Шрифты
Практическая работа
Итого
1
14
1
1
17ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧИСТОПИСАНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
формирование чувства гордости
-
за свою Родину;
формирование
средствами
литературных
произведений
целостного взгляда на мир в
единстве
и
разнообразии
природы;
уважительного отношения к
русскому языку как родному
языку русского народа и языкам,
на которых говорят другие
народы;
интереса к языковой и речевой
деятельности;
представления о многообразии
окружающего мира, некоторых
духовных традициях русского
народа;
формирование уважительного
отношения к иному мнению;
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Метапредметные результаты
принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности;
в сотрудничестве с учителем находить
средства их осуществления и ставить новые
учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве;
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры действия в новом учебном
материале (в сотрудничестве с учителем,
одноклассниками);
использовать
знаково-символические
средства (в том числе модели, схемы,
таблицы) представления информации для
создания моделей изучаемых единиц языка,
преобразовывать модели и схемы для
решения
учебных,
практических
и
лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в
соответствии с конкретными целями и
задачами;
признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
стремиться к более точному выражению
собственного мнения и позиции;
Предметные результаты
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии,
пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
осознание значимости чтения для личного развития;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития;
использование разных видов чтения;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения.
формирование гигиенических навыков письма;
формирование умения писать графически правильно и четко;
формирование скорописи;
формирование правильного соединения букв;
знать происхождение русских слов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п
Тема занятия
1
Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития
письменности.
Упражнения для осанки, для развития свободных движений руки.
Штриховка геометрических фигур.
Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Прием
работы с калькой
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо
букв с нижним элементом: з, р, у, д
Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Последовательность написания букв Ф, ф
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты
написания элемента буквы «ы».
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные
буквы Г,П,Т,Р. Особенности написания элемента «шапочка».
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л,
ш, м.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о, ю;
л, я.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж.
Безотрывное написание Х, Ж.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч, у; в,
з.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е; с,
э.
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью
элементов букв. Выполнение заданий по образцу.
Упражнения для работы над соединением букв.
Прописывание слогов: нижнее соединение
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание
слогов: верхнее соединение
Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для
работы над соединением букв.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема занятия
Что такое каллиграфия?
Большие и малые прямые наклонные линии
Прямая линия с закруглением внизу
Прямая наклонная линия с закруглением вверху
Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями
вверху и внизу
Большие и малые полуовалы
Линия с петлей вверху и внизу. Петля на линии строки
Малая и большая пламевидные прямые
Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т, г
Группа букв: л,м,Л,М,я,Я
Группа букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч
Группа букв с,С,е,о,О,а,.д,б
Группа букв: ь,ъ,ы,в
Группа букв: Н,Ю,н,ю,к,К
Группа букв: В,З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф
Группа букв:Ф,Г,У,Т,П,Б,Р,Д
Работа по устранению графических недочетов. Конкурс по
чистописанию
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема занятия
Привет Анфиму. Берестяная грамота и точило. Письмо на
бересте.
Как писали гусиными перьями. Металлические перья.
Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий.
Рукописные книги Древней Руси. Древнерусский шрифт — устав.
Буквица заглавная.
Написание художественных соединений ол,ом,оя,об,од,оф
Написание художественных соединений ок,он,оп,ог,ож,оз,ос
Написание художественных соединений ое,ой,оц,ош,ощ
Написание художественных соединений аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае
Написание художественных соединений ие,ий,иц,ищ
Безотрывное написание художественных соединений
ел,ем,ег,еж,ез
Рациональные способы соединений в словах
Написание художественных соединений яб,яр,яв,ят
Письмо трудных художественных соединений юз,юг,юж,ют,юн
Безотрывное написание художественных соединений ль,мь,ья,ье
Написание художественных соединений Оо,Сс,Ээ
Конкурс по чистописанию
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
4 класс
Наименование раздела.
Тема занятия
Алфавит. Свой вариант шрифта
Повторение соединений букв
Повторение соединений букв
Повторение соединений букв
Повторение соединений букв
Повторение художественного соединения букв
Повторение художественного соединения букв
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Повторение художественного соединения букв
Повторение художественного соединения букв
Оформление заглавной буквы
Оформление заглавной буквы
Оформление заглавной буквы
Безотрывное написание различных соединений
Безотрывное написание различных соединений
Безотрывное написание различных соединений
Тренировка в использовании различных видов шрифта
Конкурс по чистописанию
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Методическое и материально-техническое обеспечение курса
список литературы для педагога:
Агаркова Н.А.«Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк
(1-4)»
Богдеско И.Т. Каллиграфия — Спб.:Агат, 2005
Горячева И.А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента — Москва,
Издательство Московской Патриархии, 2012.
Горячева И.А, Тренинг по русскому языку — Москва, Издательство «Дрофа»,
2010.
Клеминксон Р. Каллиграфия. Рукописные шрифты запада и востока. 45 проектов с
пошаговыми объяснениями. - М. Контент., 2006
Нечволодов А.Д. Сказание о Русской земле в 4-х книгах — Москва, Издательство
Белый Город, 2009.
Федосова Н.А. Как исправлять почерк детей // Нач. шк. – 1990. - №4.
Чобитько П.П. Азбука древнерусского письма. Азбуковник. Устав, полуустав,
скоропись, вязь. - Санкт-Петербург — Москва 2008.
Церковнославянская грамота. Учебные очерки //Спб - 1998
Список литературы для учащихся:
Горячева И.А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента — Москва,
Издательство Московской Патриархии, 2012.
Горячева И.А, Тренинг по русскому языку — Москва, Издательство «Дрофа»,
2010.
Нечволодов А.Д. Сказание о Русской земле в 4-х книгах — Москва, Издательство
Белый Город, 2009.
Чобитько П.П. Азбука древнерусского письма. Азбуковник. Устав, полуустав,
скоропись, вязь. - Санкт-Петербург — Москва 2008.
альбомы или листы для рисования;
линейки-трафареты с геометрическими фигурами;
материал для словарной работы (иллюстрации, тексты);
цветные мелки для учителя;
цветные карандаши для учащихся
рабочие тетради «Чистописание» 1,2,3,4 класс, авторы Игнатьева Т. В., Горецкий
В.Г