Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 11
Е.В. Андрашитова
приказ от «30» 08.2024г. № 80
Дополнительная общеразвивающая программа
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ»
направление: социально-педагогическое
возраст детей: 14-16 лет
срок реализации: 1 год
Разработчик:
А.В. Еловских
г. Серов, 2024г.
3
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»
(далее – Программа) МБОУ СОШ №11 разработана в соответствии со статьей 2,12
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 « Об образовании в Российской Федерации»,
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам»; Положения «О дополнительной
общеразвивающей программе» МБОУ СОШ №11.
Программа рассчитана на возраст обучающихся 14-16 лет:
1 группа – 7 - 8 кл.,
2 группа - 10 кл.
Режим занятий – продолжительность одного занятия 1час; в неделю - 1 занятие.
Объем Программы – 34 часа. Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Срок освоения Программы: 1 год.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2024г.
4
Содержание
№
Наименование раздела
Стр.
1
Комплекс основных характеристик Программы «ЮИД»
4
2
Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации
15
3
Список литературы
17
5
Комплекс основных характеристик Программы
Пояснительная записка
Направленность Программы – социально-педагогическое.
Актуальность программы.
На территории Серовского, Сосьвинского Гаринского городских округов за 8
месяцев 2022 года зарегистрировано 5 ДТП с участием детей (за аналогичный период
прошлого года – 6 ДТП), в результате 2 ребёнка (пассажир и пешеход) погибли (за
аналогичный период прошлого года погибших - 2), 5 детей (пешеходы) получили травмы
различной степени тяжести (за аналогичный период прошлого года - 5). 2 ДТП произошли
по вине водителя, 3 ДТП – по вине детей.
Таким образом, кол-во ДТП с детьми на территории Серовского городского округа
остаётся стабильным из-за резкого увеличения машин на дорогах, сложной обстановкой на
дорогах и все более раннего проявления самостоятельности детей на дорогах, что вызвано
меняющимся образом жизни семей. Поэтому возникает необходимость пропаганды ПДД и
профилактики ДДТТ среди всех обучающихся в каждой образовательной организации.
Этим занимаются Юные Инспектора Движения (ЮИД).
Отличительные особенности Программы от уже существующих программ является
то, что она рассчитана на обучение активистов школьных отрядов ЮИД, обучающиеся
разрабатывают и проводят мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения
и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма не только для сверстников,
но и для всех участников дорожного движения.
Адресат программы - обучающиеся 14-16 лет
1 группа – 7 - 8 кл., 2 группа 10 кл.
Режим занятий: Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю, по 40 минут 1
занятие.
Объем программы – 34 часа.
Срок освоения Программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения – индивидуально-групповая.
Виды занятий – беседы, лекции, практические занятия, мастер-класс, круглый стол,
экскурсия.
Формы подведения результатов: он-лайн тестирование по ПДД.
6
Цель и задачи программы.
Цель - формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит
развитие новых социальных ролей учащегося как участника дорожного движения,
культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
I. Обучающие:
- знакомить детей с правилами дорожного движения и причинами ДТП;
- обучить пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- ознакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки
проезжей части;
II. Воспитывающие:
- привить умение пользоваться общественным транспортом;
- воспитать осознание опасности неконтролируемого поведения на проезжей части,
нарушения правил дорожного движения;
- воспитать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и
здоровью всех участников дорожного движения.
III. Развивающие:
- развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- развить способность к публичным выступлениям, общению с участниками дорожного
движения во время рейдов;
- повысить интерес школьников к велоспорту;
- развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность,
аккуратность.
7
Содержание программы
Учебный тематический план
1 группа (возраст 14 лет, 7-8 кл.)
1 год обучения
№
занятия
Название разделов, тем
Количество часов
Теория Практика
1 раздел: «Мы – пешеходы»
Всего
8
7
15
1-2
Положение об отрядах юных инспекторов
движения.
1
1
2
3-4
Знакомство с работой ГИБДД
1
1
2
5-7
Исторические сведения о развитии ПДД
2
1
3
8-11
На улицах нашего города
2
2
4
12-15
Мы - пешеходы
2
2
4
8
11
19
2 раздел: Мы – участники дорожного
движения»
16-19
Элементы улиц и дорог
2
2
4
20-23
Светофоры
2
2
4
24-29
Сигналы регулировщика
2
4
6
30-34
Дорожные знаки
2
3
5
Итого:
11
23
34
8
2 группа (возраст 14-15 лет, 9 кл.)
1 год обучения
1 раздел: Мы - пассажиры
Теория Практика
Всего
1-5
Мы - пассажиры
1
4
5
6-8
На загородной дороге
1
2
3
9-12
Виды транспортных средств
1
3
4
13-16
Остановочный путь транспорта
1
3
4
17-18
Назначение номерных опознавательных знаков
и надписей на транспортных средствах
1
1
2
19-22
Разметка проезжей части
1
3
4
23-24
Движение учащихся группами и в колоннах
1
1
2
25-30
Поведение учащихся при ДТП. Практические
занятия по оказанию 1-й медицинской помощи
2
4
6
31-32
Велосипеды, мопеды.
1
1
2
33-34
Итоговое занятие
1
1
2
11
23
34
итого
9
Содержание учебного тематического плана
1 группа
1 раздел: «Мы – пешеходы».
1. Положение об отрядах юных инспекторов движения
Теория: общий сбор членов отряда ЮИД. Знакомство с положением об отряде ЮИД.
Распределение обязанностей. Оформление уголка ЮИД. Знакомство с информационным
бюллетенем о ДДТТ за 8 месяцев текущего года. Просмотр видеороликов «Пристегни
ремень безопасности».
Практика: акция для учащихся «Пешеходный переход».
2. Знакомство с работой ГИБДД
Теория: рассказ о службе и работе автоинспектора. Просмотр видеофрагментов о работе
автоинспекторов и ГИБДД.
Практика: патрулирование на перекрестках около школы. Акция «Пристегни ремень
безопасности».
3. Исторические сведения о развитии ПДД
Теория: рассказ об очень строгих требованиях, которые были доведены до сведения
широкой публики в XVIII веке. Об извозчике (крепостном), который в 1784 году впервые
в России получил водительские права. Составление плана и конспекта «Уроков
осторожности для 2-4 кл.
Практика: проведение уроков осторожности для 2-4 классов
4. На улицах нашего города
Теория: что представляет собой улица, для чего надо знать и выполнять правила
дорожного движения из каких элементов состоит улица (тротуар, проезжая часть), их
назначение. Знать различие между улицей, переулком, проспектом, площадью. Правила
безопасности движения на улицах города.
Практика: беседа для 1-х классов «Первокласснику в дорогу», правила оформления
маршрутных листов.
5. Мы - пешеходы.
Теория: беседа: «Легко ли быть пешеходом?», «Правила культурного пешехода», фильм
«Безопасный маршрут в школу».
Практика: рейд «Проверка маршрутных листов» с 1-7 кл., работа с группой в ВК «Цвет
жизни» (обновление информации).
2 раздел: Мы – участники дорожного движения»
1. Элементы улиц и дорог
10
Теория: беседа: «Элементы улиц и дорог». Из каких главных частей состоит дорога, для
кого предназначена пешеходная дорожка, для чего устанавливается велосипедная
дорожка.
Практика: вклеивание памяток «Правила поведения на дороге» в дневники учащихся с 1-7
кл..
2. Светофоры
Теория: беседа: «Светофоры». Места установки, принципы работы (их назначение и
разновидности), как расположены сигналы светофора, просмотр видеороликов «Три
чудесных цвета».
Практика: работа на созданном искусственном тренировочном «перекрестке» в здании
школы и на улице. Соревнования «Безопасное колесо» среди 3-5 кл.
3. Сигналы регулировщика
Теория: рассказ учителя о сигналах регулировщика, их значении. Водители и пешеходы
должны подчиняться сигналам регулировщика, даже если они противоречат сигналам
светофора, дорожным знакам, разметке.Жесты и положения корпуса регулировщика,
соответствующие сигналы трехцветного светофора.
Практика: упражнение с жезлом, с разводкой транспортных средств на макете, решение
задач он-лайн «Очерёдность проезда перекрёстков». Игра по этапам «Знатоки ПДД» для
1-4 кл. Акция «Осторожно, гололёд!»
4. Дорожные знаки
Теория: беседа: о группах дорожных знаков, их форме, окраске, изображении на них. О
значении цифр, стоящих под знаками. Дорожные знаки, их значение, использование
дорожных знаков во время движения, видеоролик «Дорожные знаки», загадки в дорожном
порядке (дорожных знаках).
Игры: «Говорящие знаки», «Дорисуй знак», «Назови знак», «Изобрази знак».
Практика: решение задач на тему "Дорожные знаки", общешкольный этап конкурса по ПДД
«Дорожные правила важны – дорожные правила все знать должны» (3 кл.), акция
«Засветись».
11
Содержание учебного тематического плана
2 группа
Раздел: Мы – пассажиры
1. Мы - пассажиры
Теория: беседа: о правилах поведения в транспорте, на остановках, при посадке и выходе
из транспорта.
Практика: рейды по выявлению школьников, нарушающих ПДД с беседой о соблюдении
ПДД, тестирование по ПДД для обучающихся с 1-11 кл.
2. На загородной дороге
Теория: беседа: отличие загородной дороги от городской. Элементы загородной дороги.
Правила поведения на загородной дороге. правила пешехода на загородной дороге. Дорога,
ж/д переезд, проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная дорожка.
Практика: решение он-лайн задач и дорожных ситуаций.
3. Виды транспортных средств и правила пользования транспортом
Теория: беседа: история транспорта. Виды транспортных средств и их предназначение.
Правила пользования транспортом.
Практика: просмотр видеороликов «Внимание! Спецмашины». общешкольная олимпиада
по ПДД, выпуск листовок «Правила поведения в общественном транспорте.
4. Остановочный путь транспорта
Теория: беседа: тормозной путь автомобиля, от чего он зависит, об опасности перехода
проезжей части перед близко идущим транспортом, просмотр видеороликов «На скользкой
дороге».
Практика: решение задач на тормозной путь автомобиля.
5. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных
средствах
Теория: рассказ педагога о цифрах и буквах, регистрационных знаках, их стандарте, и
размещении на автомобилях и прицепах грузового автотранспорта. Их назначение.
Практика: акция «Я – велосипедист».
6. Разметка проезжей части
Теория: беседа: о дорожной разметке и ее назначении. Виды разметки: горизонтальная,
вертикальная, для чего делается разметка улиц и дорог.
Практика: решение он-лайн задач «Дорожная разметка».
7. Движения учащихся группами и в колоннах
12
Теория: рассказ педагога о движении организованных пеших колон и групп детей.
Практика: игры по соблюдению ПДД
8. Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию первой
медицинской помощи
Теория: знакомство с поведением учащихся при ДТП. Виды травматизма, виды ран и
кровотечения, переломы, состав аптечки, подручный материал, правила наложения жгута.
Первая медицинская помощь при ДТП.
Практика: оказание первой медицинской помощи при переломах, ранах, обработка раны,
наложение повязок, жгута, шины, искусственное дыхание.
9. Велосипеды, мопеды
Теория: рассказ: велосипед - самый распространенный вид транспорта, его история.
Устройство велосипеда. Правила дорожного движения для велосипедиста. Мопед,
устройство мопеда.
Практика: решение билетов для велосипедиста, езда на велосипеде, сборка и разборка
велосипеда. Подготовка к городским соревнованиям «Безопасное колесо». Акция
«Внимание, лето» (1-11 кл.), конкурс рисунков на асфальте «Я и дорога» (1-5 кл.)
Итоговое занятие: соревнования «Безопасное колесо» по трем этапам:
- знаток ПДД;
- юный медик;
- фигурное вождение;
Цель: способствовать закреплению ПДД, оценить знания учащихся в вопросах
безопасности движения, закрепить навыки вождения велосипеда и оказании первой
медицинской помощи.
13
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения программы является:
- умение оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать
выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и
безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Предметными результатами изучения программы являются сформированность
следующих знаний и умений:
опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в городе;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям
и авариям;
опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках,
самокатных средствах, санках и т.п.;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для
водителей;
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов
зависит.
14
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации Программы:
Материально-техническое обеспечение Программы
- искусственный перекрёсток в здании школы и на территории школы;
- компьютеры и доступ в интернет;
- форменная одежда отряда ЮИД;
- уголки отряда ЮИД, плакаты и стенды по безопасности ДД;
- велосипед;
- бумага, канцтовары;
- карточки с заданиями и вариантами ответов «Дорожные ловушки», «Дородные знаки»,
«Правила очерёдности переезда перекрёстков»;
- наглядные материалы и плакаты на тему «Перекрёстки», «Дорожная разметка»,
«Дорожные знаки», «Оказание первой доврачебной помощи», «Сигналы регулировщика»;
- видеоматериалы по предупреждению детского травматизма и безопасности дорожного
движения, «Пристегни ремень безопасности», «Безопасный маршрут в школу»,
«Светофор», «Дорожные ловушки».
Информационное обеспечение
- отдельное помещение;
- музыкальная аппаратура;
- комплекты дорожных знаков;
- схема движения транспорта и пешеходов микрорайона школы;
- уголок по изучению ПДД и профилактики ДТП;
- периодическая печать — газета «Добрая дорога детства»;
-компьютер и выход в Интернет;
- банк данных (разработки уроков, бесед, лекции для родителей, памятки, разработки
внеклассных мероприятий)
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвует: педагог-организатор МБОУ СОШ №11 Еловских
А.В., инспектора ГИБДД.
Методические материалы:
В процессе обучения по данной образовательной программе используются
следующие основные методы и формы обучения:
- объяснительно иллюстративный: беседа, рассказ, лекция;
- репродуктивный: практические занятия;
- интерактивный: деловые, ролевые игры, экскурсии;
проблемно-поисковый: анализ
конкретных
ситуаций; игровой: соревнование,
дидактические игры;
в воспитании - (по Г.И.Щукиной) - методы формирования сознания личности, методы
организации деятельности формирования опыта общественного поведения, методы
стимулирования поведения и деятельности.
Методическое обеспечение по данной образовательной программе включает в себя
следующие компоненты:
1. методические разработки и конспекты занятий;
2. дидактический и раздаточный материалы;
3. описание практических работ;
создание ситуации выбора;
15
уроки творчества (составление сценария выступлений, викторин, изготовление наглядных
пособий, поделок-сувениров);
выпуск собственной газеты;
фоторепортаж.
4. комплект психолого-педагогической диагностики:
психологические методики на развитие личности;
5. система средств обучения:
интерактивная доска;
компьютер;
обучающие видеофильмы;
медицинская аптечка;
медиа-проектор.
Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Для успешной и эффективной реализации программы используются
различные формы организации деятельности: работа в группах, в парах, индивидуальная
работа, проведение викторин, конкурсов, игр, соревнований, экскурсий.
Организация и проведение занятий строятся с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка.
Основным условием реализации программы является создание благоприятной
психологической атмосферы на занятиях, что способствует эмоциональному
благополучию ребенка и стимулирует мотивацию к занятиям.
Для
отслеживания результативности
данной
программы используются
следующие способы проверки и формы подведения итогов:
- тестирование и контрольные опросы по ПДД;
- викторины, смотры знаний по ПДД;
- игры-тренинги;
- решение задач по ПДД на компьютере;
- анализ результатов деятельности.
Формы подведения итогов реализации Программы – общешкольные
соревнования «Безопасное колесо» среди участников отряда ЮИД, ведение группы в ВК
"ЦВЕТ ЖИЗНИ" отряд ЮИД МБОУ СОШ №11 г.Серов (https://vk.com/public155436709).
16
Список литературы
1.
Образовательная программа обучения детей безопасному участию в
дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
для начального общего образования, для основного общего образования, для
среднего общего образования, Москва, 2014.
2.
Кузнецова
Н.М.
Психолого-педагогические
основы
дорожной
безопасности несовершеннолетних. Учебно -методическое пособие. Екатеринбург,
2016.
3. Предметная неделя по ПДД. Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД
«Корифей», 2007.
4. Уроки по ПДД в 5-9 кл. – Уч.пособие – Екатеринбург: Калан, 2010.
5. Дмитрук, В.П. Правила дорожного движения для школьников/ Серия «Здравствуй,
школа!» /В.П. Дмитрук. – Ростов н/Д. Феникс, 2005. – 160 с.
6. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебнометодическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного
образования/ под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М. Издательский Дом Третий Рим, 2005. – 80
с.
7. Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу:
1-4 классы /В.И. Ковалько. – М. ВАКО, 2004. – 192 с.
8. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» с практическими
комментариями / автор комментария Россинский Б.В. – М. Право и Закон, 1997. – 144 с.
9. Козловский Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и
воспитание мл.школьников. Учебно-методическое пособие для общеобраз.учр. и системы
ДО под ред. В.А.Фёдорова – М.Н.Д., «Третий Рим», 2002
10.М. Р. Максиняева «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками». - М: ТЦ
сфер, 2002.
11.Методическое пособие «Азбука пешехода» (Козловская Е. А., Козловский
С. А.). М.: Издательский дом Третий Рим, 2007.
12.Методические рекомендации: формирование у детей и подростков
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. - М.: издательский Дом
Третий Рим, 2007.
13. Е. А. Козловская. С. А. Козловский «Азбука пешехода»: для
дошкольников и детей начального школьного возраста. - М.: Издательский Дом
Третий Рим, 2007.
14. Дорожная безопасность»: Учебная книжка-тетрадь для 4 класса / Под общ.
Ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения В.
Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
15. Викторины по правилам дорожного движения для детей 7 лет и старше.
Нагл.-метод.пособие. Екатеринбург, 2015
16. Тесты «Дорогу осилит идущий. Нагл.-метод.пособие. Москва, 2014
17.Диск – дидакт.фильм «Безопасные дороги детства» 5-7 кл.
18. Пособие для факультативных занятий по ПДД. Екатеринбург, 2012
19. Диск «ПДД для детей».
17