ЮИД 2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 11
Е.В. Андрашитова
приказ от «30» 08.2024г. № 80

Дополнительная общеразвивающая программа
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ»
направление: социально-педагогическое
возраст детей: 14-16 лет
срок реализации: 1 год

Разработчик:
А.В. Еловских

г. Серов, 2024г.
3

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»
(далее – Программа) МБОУ СОШ №11 разработана в соответствии со статьей 2,12
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 « Об образовании в Российской Федерации»,
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам»; Положения «О дополнительной
общеразвивающей программе» МБОУ СОШ №11.
Программа рассчитана на возраст обучающихся 14-16 лет:
1 группа – 7 - 8 кл.,
2 группа - 10 кл.
Режим занятий – продолжительность одного занятия 1час; в неделю - 1 занятие.
Объем Программы – 34 часа. Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Срок освоения Программы: 1 год.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2024г.

4

Содержание
№

Наименование раздела

Стр.

1

Комплекс основных характеристик Программы «ЮИД»

4

2

Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации

15

3

Список литературы

17

5

Комплекс основных характеристик Программы
Пояснительная записка
Направленность Программы – социально-педагогическое.
Актуальность программы.
На территории Серовского, Сосьвинского Гаринского городских округов за 8
месяцев 2022 года зарегистрировано 5 ДТП с участием детей (за аналогичный период
прошлого года – 6 ДТП), в результате 2 ребёнка (пассажир и пешеход) погибли (за
аналогичный период прошлого года погибших - 2), 5 детей (пешеходы) получили травмы
различной степени тяжести (за аналогичный период прошлого года - 5). 2 ДТП произошли
по вине водителя, 3 ДТП – по вине детей.
Таким образом, кол-во ДТП с детьми на территории Серовского городского округа
остаётся стабильным из-за резкого увеличения машин на дорогах, сложной обстановкой на
дорогах и все более раннего проявления самостоятельности детей на дорогах, что вызвано
меняющимся образом жизни семей. Поэтому возникает необходимость пропаганды ПДД и
профилактики ДДТТ среди всех обучающихся в каждой образовательной организации.
Этим занимаются Юные Инспектора Движения (ЮИД).
Отличительные особенности Программы от уже существующих программ является
то, что она рассчитана на обучение активистов школьных отрядов ЮИД, обучающиеся
разрабатывают и проводят мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения
и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма не только для сверстников,
но и для всех участников дорожного движения.
Адресат программы - обучающиеся 14-16 лет
1 группа – 7 - 8 кл., 2 группа 10 кл.
Режим занятий: Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю, по 40 минут 1
занятие.
Объем программы – 34 часа.
Срок освоения Программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения – индивидуально-групповая.
Виды занятий – беседы, лекции, практические занятия, мастер-класс, круглый стол,
экскурсия.
Формы подведения результатов: он-лайн тестирование по ПДД.

6

Цель и задачи программы.
Цель - формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит
развитие новых социальных ролей учащегося как участника дорожного движения,
культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
I. Обучающие:
- знакомить детей с правилами дорожного движения и причинами ДТП;
- обучить пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- ознакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки
проезжей части;
II. Воспитывающие:
- привить умение пользоваться общественным транспортом;
- воспитать осознание опасности неконтролируемого поведения на проезжей части,
нарушения правил дорожного движения;
- воспитать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и
здоровью всех участников дорожного движения.
III. Развивающие:
- развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- развить способность к публичным выступлениям, общению с участниками дорожного
движения во время рейдов;
- повысить интерес школьников к велоспорту;
- развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность,
аккуратность.

7

Содержание программы
Учебный тематический план
1 группа (возраст 14 лет, 7-8 кл.)
1 год обучения
№
занятия

Название разделов, тем

Количество часов

Теория Практика
1 раздел: «Мы – пешеходы»

Всего

8

7

15

1-2

Положение об отрядах юных инспекторов
движения.

1

1

2

3-4

Знакомство с работой ГИБДД

1

1

2

5-7

Исторические сведения о развитии ПДД

2

1

3

8-11

На улицах нашего города

2

2

4

12-15

Мы - пешеходы

2

2

4

8

11

19

2 раздел: Мы – участники дорожного
движения»
16-19

Элементы улиц и дорог

2

2

4

20-23

Светофоры

2

2

4

24-29

Сигналы регулировщика

2

4

6

30-34

Дорожные знаки

2

3

5

Итого:

11

23

34

8

2 группа (возраст 14-15 лет, 9 кл.)
1 год обучения
1 раздел: Мы - пассажиры

Теория Практика

Всего

1-5

Мы - пассажиры

1

4

5

6-8

На загородной дороге

1

2

3

9-12

Виды транспортных средств

1

3

4

13-16

Остановочный путь транспорта

1

3

4

17-18

Назначение номерных опознавательных знаков
и надписей на транспортных средствах

1

1

2

19-22

Разметка проезжей части

1

3

4

23-24

Движение учащихся группами и в колоннах

1

1

2

25-30

Поведение учащихся при ДТП. Практические
занятия по оказанию 1-й медицинской помощи

2

4

6

31-32

Велосипеды, мопеды.

1

1

2

33-34

Итоговое занятие

1

1

2

11

23

34

итого

9

Содержание учебного тематического плана
1 группа
1 раздел: «Мы – пешеходы».
1. Положение об отрядах юных инспекторов движения
Теория: общий сбор членов отряда ЮИД. Знакомство с положением об отряде ЮИД.
Распределение обязанностей. Оформление уголка ЮИД. Знакомство с информационным
бюллетенем о ДДТТ за 8 месяцев текущего года. Просмотр видеороликов «Пристегни
ремень безопасности».
Практика: акция для учащихся «Пешеходный переход».
2. Знакомство с работой ГИБДД
Теория: рассказ о службе и работе автоинспектора. Просмотр видеофрагментов о работе
автоинспекторов и ГИБДД.
Практика: патрулирование на перекрестках около школы. Акция «Пристегни ремень
безопасности».
3. Исторические сведения о развитии ПДД
Теория: рассказ об очень строгих требованиях, которые были доведены до сведения
широкой публики в XVIII веке. Об извозчике (крепостном), который в 1784 году впервые
в России получил водительские права. Составление плана и конспекта «Уроков
осторожности для 2-4 кл.
Практика: проведение уроков осторожности для 2-4 классов
4. На улицах нашего города
Теория: что представляет собой улица, для чего надо знать и выполнять правила
дорожного движения из каких элементов состоит улица (тротуар, проезжая часть), их
назначение. Знать различие между улицей, переулком, проспектом, площадью. Правила
безопасности движения на улицах города.
Практика: беседа для 1-х классов «Первокласснику в дорогу», правила оформления
маршрутных листов.
5. Мы - пешеходы.
Теория: беседа: «Легко ли быть пешеходом?», «Правила культурного пешехода», фильм
«Безопасный маршрут в школу».
Практика: рейд «Проверка маршрутных листов» с 1-7 кл., работа с группой в ВК «Цвет
жизни» (обновление информации).
2 раздел: Мы – участники дорожного движения»
1. Элементы улиц и дорог
10

Теория: беседа: «Элементы улиц и дорог». Из каких главных частей состоит дорога, для
кого предназначена пешеходная дорожка, для чего устанавливается велосипедная
дорожка.
Практика: вклеивание памяток «Правила поведения на дороге» в дневники учащихся с 1-7
кл..
2. Светофоры
Теория: беседа: «Светофоры». Места установки, принципы работы (их назначение и
разновидности), как расположены сигналы светофора, просмотр видеороликов «Три
чудесных цвета».
Практика: работа на созданном искусственном тренировочном «перекрестке» в здании
школы и на улице. Соревнования «Безопасное колесо» среди 3-5 кл.
3. Сигналы регулировщика
Теория: рассказ учителя о сигналах регулировщика, их значении. Водители и пешеходы
должны подчиняться сигналам регулировщика, даже если они противоречат сигналам
светофора, дорожным знакам, разметке.Жесты и положения корпуса регулировщика,
соответствующие сигналы трехцветного светофора.
Практика: упражнение с жезлом, с разводкой транспортных средств на макете, решение
задач он-лайн «Очерёдность проезда перекрёстков». Игра по этапам «Знатоки ПДД» для
1-4 кл. Акция «Осторожно, гололёд!»
4. Дорожные знаки
Теория: беседа: о группах дорожных знаков, их форме, окраске, изображении на них. О
значении цифр, стоящих под знаками. Дорожные знаки, их значение, использование
дорожных знаков во время движения, видеоролик «Дорожные знаки», загадки в дорожном
порядке (дорожных знаках).
Игры: «Говорящие знаки», «Дорисуй знак», «Назови знак», «Изобрази знак».
Практика: решение задач на тему "Дорожные знаки", общешкольный этап конкурса по ПДД
«Дорожные правила важны – дорожные правила все знать должны» (3 кл.), акция
«Засветись».

11

Содержание учебного тематического плана
2 группа
Раздел: Мы – пассажиры
1. Мы - пассажиры
Теория: беседа: о правилах поведения в транспорте, на остановках, при посадке и выходе
из транспорта.
Практика: рейды по выявлению школьников, нарушающих ПДД с беседой о соблюдении
ПДД, тестирование по ПДД для обучающихся с 1-11 кл.
2. На загородной дороге
Теория: беседа: отличие загородной дороги от городской. Элементы загородной дороги.
Правила поведения на загородной дороге. правила пешехода на загородной дороге. Дорога,
ж/д переезд, проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная дорожка.
Практика: решение он-лайн задач и дорожных ситуаций.
3. Виды транспортных средств и правила пользования транспортом
Теория: беседа: история транспорта. Виды транспортных средств и их предназначение.
Правила пользования транспортом.
Практика: просмотр видеороликов «Внимание! Спецмашины». общешкольная олимпиада
по ПДД, выпуск листовок «Правила поведения в общественном транспорте.
4. Остановочный путь транспорта
Теория: беседа: тормозной путь автомобиля, от чего он зависит, об опасности перехода
проезжей части перед близко идущим транспортом, просмотр видеороликов «На скользкой
дороге».
Практика: решение задач на тормозной путь автомобиля.
5. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных
средствах
Теория: рассказ педагога о цифрах и буквах, регистрационных знаках, их стандарте, и
размещении на автомобилях и прицепах грузового автотранспорта. Их назначение.
Практика: акция «Я – велосипедист».
6. Разметка проезжей части
Теория: беседа: о дорожной разметке и ее назначении. Виды разметки: горизонтальная,
вертикальная, для чего делается разметка улиц и дорог.
Практика: решение он-лайн задач «Дорожная разметка».
7. Движения учащихся группами и в колоннах
12

Теория: рассказ педагога о движении организованных пеших колон и групп детей.
Практика: игры по соблюдению ПДД
8. Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию первой
медицинской помощи
Теория: знакомство с поведением учащихся при ДТП. Виды травматизма, виды ран и
кровотечения, переломы, состав аптечки, подручный материал, правила наложения жгута.
Первая медицинская помощь при ДТП.
Практика: оказание первой медицинской помощи при переломах, ранах, обработка раны,
наложение повязок, жгута, шины, искусственное дыхание.
9. Велосипеды, мопеды
Теория: рассказ: велосипед - самый распространенный вид транспорта, его история.
Устройство велосипеда. Правила дорожного движения для велосипедиста. Мопед,
устройство мопеда.
Практика: решение билетов для велосипедиста, езда на велосипеде, сборка и разборка
велосипеда. Подготовка к городским соревнованиям «Безопасное колесо». Акция
«Внимание, лето» (1-11 кл.), конкурс рисунков на асфальте «Я и дорога» (1-5 кл.)
Итоговое занятие: соревнования «Безопасное колесо» по трем этапам:
- знаток ПДД;
- юный медик;
- фигурное вождение;
Цель: способствовать закреплению ПДД, оценить знания учащихся в вопросах
безопасности движения, закрепить навыки вождения велосипеда и оказании первой
медицинской помощи.

13

Планируемые результаты
Личностными результатами изучения программы является:
- умение оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать
выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и
безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
 определять цель деятельности;
 учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
Познавательные УУД:




добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
деятельности;

Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы
Предметными результатами изучения программы являются сформированность
следующих знаний и умений:
 опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
 безопасные участки улиц и дорог в городе;
 типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям
и авариям;
 опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
 места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках,
самокатных средствах, санках и т.п.;
 название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для
водителей;
 что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов
зависит.

14

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации Программы:
Материально-техническое обеспечение Программы
- искусственный перекрёсток в здании школы и на территории школы;
- компьютеры и доступ в интернет;
- форменная одежда отряда ЮИД;
- уголки отряда ЮИД, плакаты и стенды по безопасности ДД;
- велосипед;
- бумага, канцтовары;
- карточки с заданиями и вариантами ответов «Дорожные ловушки», «Дородные знаки»,
«Правила очерёдности переезда перекрёстков»;
- наглядные материалы и плакаты на тему «Перекрёстки», «Дорожная разметка»,
«Дорожные знаки», «Оказание первой доврачебной помощи», «Сигналы регулировщика»;
- видеоматериалы по предупреждению детского травматизма и безопасности дорожного
движения, «Пристегни ремень безопасности», «Безопасный маршрут в школу»,
«Светофор», «Дорожные ловушки».
Информационное обеспечение
- отдельное помещение;
- музыкальная аппаратура;
- комплекты дорожных знаков;
- схема движения транспорта и пешеходов микрорайона школы;
- уголок по изучению ПДД и профилактики ДТП;
- периодическая печать — газета «Добрая дорога детства»;
-компьютер и выход в Интернет;
- банк данных (разработки уроков, бесед, лекции для родителей, памятки, разработки
внеклассных мероприятий)
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвует: педагог-организатор МБОУ СОШ №11 Еловских
А.В., инспектора ГИБДД.
Методические материалы:
В процессе обучения по данной образовательной программе используются
следующие основные методы и формы обучения:
- объяснительно иллюстративный: беседа, рассказ, лекция;
- репродуктивный: практические занятия;
- интерактивный: деловые, ролевые игры, экскурсии;
проблемно-поисковый: анализ
конкретных
ситуаций; игровой: соревнование,
дидактические игры;
в воспитании - (по Г.И.Щукиной) - методы формирования сознания личности, методы
организации деятельности формирования опыта общественного поведения, методы
стимулирования поведения и деятельности.
Методическое обеспечение по данной образовательной программе включает в себя
следующие компоненты:
1. методические разработки и конспекты занятий;
2. дидактический и раздаточный материалы;
3. описание практических работ;
 создание ситуации выбора;
15

уроки творчества (составление сценария выступлений, викторин, изготовление наглядных
пособий, поделок-сувениров);
 выпуск собственной газеты;
 фоторепортаж.
4. комплект психолого-педагогической диагностики:
 психологические методики на развитие личности;
5. система средств обучения:
 интерактивная доска;
 компьютер;
 обучающие видеофильмы;
 медицинская аптечка;
 медиа-проектор.


Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Для успешной и эффективной реализации программы используются
различные формы организации деятельности: работа в группах, в парах, индивидуальная
работа, проведение викторин, конкурсов, игр, соревнований, экскурсий.
Организация и проведение занятий строятся с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка.
Основным условием реализации программы является создание благоприятной
психологической атмосферы на занятиях, что способствует эмоциональному
благополучию ребенка и стимулирует мотивацию к занятиям.
Для
отслеживания результативности
данной
программы используются
следующие способы проверки и формы подведения итогов:
- тестирование и контрольные опросы по ПДД;
- викторины, смотры знаний по ПДД;
- игры-тренинги;
- решение задач по ПДД на компьютере;
- анализ результатов деятельности.
Формы подведения итогов реализации Программы – общешкольные
соревнования «Безопасное колесо» среди участников отряда ЮИД, ведение группы в ВК
"ЦВЕТ ЖИЗНИ" отряд ЮИД МБОУ СОШ №11 г.Серов (https://vk.com/public155436709).

16

Список литературы
1.
Образовательная программа обучения детей безопасному участию в
дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
для начального общего образования, для основного общего образования, для
среднего общего образования, Москва, 2014.
2.
Кузнецова
Н.М.
Психолого-педагогические
основы
дорожной
безопасности несовершеннолетних. Учебно -методическое пособие. Екатеринбург,
2016.
3. Предметная неделя по ПДД. Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД
«Корифей», 2007.
4. Уроки по ПДД в 5-9 кл. – Уч.пособие – Екатеринбург: Калан, 2010.
5. Дмитрук, В.П. Правила дорожного движения для школьников/ Серия «Здравствуй,
школа!» /В.П. Дмитрук. – Ростов н/Д. Феникс, 2005. – 160 с.
6. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебнометодическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного
образования/ под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М. Издательский Дом Третий Рим, 2005. – 80
с.
7. Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу:
1-4 классы /В.И. Ковалько. – М. ВАКО, 2004. – 192 с.
8. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» с практическими
комментариями / автор комментария Россинский Б.В. – М. Право и Закон, 1997. – 144 с.
9. Козловский Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и
воспитание мл.школьников. Учебно-методическое пособие для общеобраз.учр. и системы
ДО под ред. В.А.Фёдорова – М.Н.Д., «Третий Рим», 2002
10.М. Р. Максиняева «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками». - М: ТЦ
сфер, 2002.
11.Методическое пособие «Азбука пешехода» (Козловская Е. А., Козловский
С. А.). М.: Издательский дом Третий Рим, 2007.
12.Методические рекомендации: формирование у детей и подростков
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. - М.: издательский Дом
Третий Рим, 2007.
13. Е. А. Козловская. С. А. Козловский «Азбука пешехода»: для
дошкольников и детей начального школьного возраста. - М.: Издательский Дом
Третий Рим, 2007.
14. Дорожная безопасность»: Учебная книжка-тетрадь для 4 класса / Под общ.
Ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения В.
Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
15. Викторины по правилам дорожного движения для детей 7 лет и старше.
Нагл.-метод.пособие. Екатеринбург, 2015
16. Тесты «Дорогу осилит идущий. Нагл.-метод.пособие. Москва, 2014
17.Диск – дидакт.фильм «Безопасные дороги детства» 5-7 кл.
18. Пособие для факультативных занятий по ПДД. Екатеринбург, 2012
19. Диск «ПДД для детей».

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».